Южно-Сахалинская детская железная дорога [VI/35149]
Описание окружающей местности
Тайник посвящён 90-летию Движения юных железнодорожников
Детская железная дорога (ДЖД) – это много больше, чем развлечение выходного дня, когда семьи с детьми совершают короткие поездки на, практически, игрушечных поездах. Это даже больше «школы юного железнодорожника», как часто называют ДЖД в разных регионах России. Детские железные дороги – это олицетворение всего того, чем славится «настоящая» железная дорога: стабильностью, преемственностью, традициями.
В нашей стране Детские железные дороги появились в середине 30-х годов прошлого века. Первая детская железная дорога начала работать в 1932 году. Это была электрифицированная ж/д с двумя станциями длиной 528 метров и находилась она в Москве, в парке Горького. 24 июня 1935 года открылась Тбилисская (тогда ещё Тифлисская) ДЖД в парке Муштаиди. Этот день стали официально считать Днём рождения Движения юных железнодорожников. Эта железная дорога существует и сегодня, но уже как аттракцион, управляемый профессионалами, – такое произошло со многими детскими дорогами за пределами России в постсоветскую эпоху.
Детские железные дороги строили в административных центрах страны и в точках функционирования железнодорожных управлений и в послевоенные 40-е, и в оптимистичные 50-е и 60-е, и в более поздние 70-е и 80-е. К середине 80-х годов в Советском Союзе работали, по меньшей мере, полсотни ДЖД. В XXI веке эта традиция не прервалась – новые ДЖД не так давно появились в Казани, Кемерове, Новосибирске и Санкт-Петербурге (южная ветка Малой Октябрьской ДЖД).
Детские магистрали максимально приближены к прототипу – железным дорогам общего пользования. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на обычных железных дорогах. Чаще всего ДЖД проложены в городских парках и зонах отдыха. Во время сезона их эксплуатации дети, под руководством инструкторов, выполняют все основные работы. Принятые на детских магистралях правила максимально приближены к правилам железных дорог общего пользования. Поезда ходят на паровозной и тепловозной тяге. С 2010 года на Камбарском машиностроительном заводе выпускаются тепловозы ТУ10 «Колибри», спроектированные специально для детских железных дорог, а «Метровагонмаш» с 2003 года выпускает вагоны. Все ДЖД являются узкоколейными со стандартной шириной колеи 750 мм – за исключением Ярославской (840 мм) и Красноярской (508 мм) – это самая узкая колея в стране.
Всего в России, на настоящее время, действует 26 детских железных дорог в разных городах, на которых функционируют в общей сложности 80 локомотивов и 224 вагона. Общая протяженность ДЖД России составляет 92 км. Самая длинная – в городе Свободном Амурской области (11,6 км), самая короткая – в Кургане (1,06 км). Красноярская ДЖД является самой старой из действующих детских железных дорог в России. Она была построена в 1936 году (первая в РСФСР). Настоящей звездой экрана стала северная ветка Малой Октябрьской ДЖД. Помните побег Холмса и Ватсона из Лондона в «Смертельной схватке»? Этот сюжет снимался в Ленинграде, на одной из самых старых и известных в стране ДЖД. Единственная в России круглогодично работающая детская железная дорога – Свердловская в Екатеринбурге. А в Подмосковье поезда Кратовской ДЖД (Малой Московской железной дороги), действующей с 1937 года, связывают Кратово с соседним городом Жуковский. А самая восточная и единственная островная детская железная дорога находится в Южно-Сахалинске.
В начале 1953 года политотдел Южно-Сахалинской железной дороги, желая не отставать от других магистралей страны, предложил построить на острове ДЖД. И, вскоре, к строительству приступили комсомольцы и солдаты батальона железнодорожных войск. Но ещё задолго до завершения работ – в октябре 1953 года – 520 школьников 5-9 классов начали изучение основ железнодорожных специальностей в кружках юных железнодорожников в Доме пионеров и при школах города.
К началу июня 1954 года вокруг озера Верхнего в рамках превращения японского парка в советский Парк культуры и отдыха, был проложен кольцевой путь протяжённостью 2 км (полная эксплуатационная длина 2,2 км) с шириной колеи 750 мм. На западной и восточной сторонах кольца были расположены станция Комсомольская и остановочный пункт Пионер. На Комсомольской выстроили деревянный вокзал, на остановочном пункте – высокую платформу. В юго-западной части кольца было сделано ответвление в двухстойловое деревянное депо. На маршруте дороги установили несколько водопропускных труб и два металлических моста через реку Рогатку с длиной пролётов 9 и 15 м. И продольный профиль пути оказался весьма сложным – с большими уклонами. 6 июня 1954 года состоялось торжественное открытие Южно-Сахалинской детской железной дороги. Колонна юных железнодорожников прошла по центральным улицам Южно-Сахалинска до парка имени Гагарина. После торжественного митинга состав отправился в свой первый рейс! Паровоз вели юные железнодорожники Виталий Воронов и Виктор Малеев. Первый детский поезд был выкрашен в голубой цвет, и южно-сахалинцы прозвали его голубым экспрессом.
На момент запуска ДЖД Южно-Сахалинска располагала одним паровозом УК-159-238 с видоизмененными будкой и ходовым мостиком и тремя двухосными деревянными пассажирскими вагонами, построенными в 1902 году в Германии (по некоторым данным – в Прибалтике). В 1959 году паровоз был заменён мотовозом ТУ2м, в 1971 году получены тепловоз ТУ2 и четыре цельнометаллических вагона фирмы PAFAWAG, которые прослужили до 90-х годов. В 1990 году произошло полное обновление подвижного состава: депо пополнили тепловоз ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов ПВ 51. Сейчас на ДЖД поочередно работают два состава. Один из них – с четырьмя вагонами и тепловозом ТУ7А во главе. Другой состоит из тепловоза ТУ10 «Колибри» и тр1х пассажирских вагонов. Использование в работе сразу двух локомотивов с разным типом управления вызвано тем, что юные железнодорожники должны освоить максимально широкий спектр техники.
В 1953-54 годах поезда Южно-Сахалинской ДЖД шли по кольцу против часовой стрелки. В 1955 году паровоз с помощью крана был развёрнут, и направление движения поездов по кольцу изменилось на противоположное. Вскоре ещё и электро-жезловую систему переоснастили на систему с полуавтоматической блокировкой, а впоследствии оборудовали полностью автоматической. В 2008 году отсыпали новое земляное полотно, уложили рельсошпальную решётку на железо-бетонном основании, заменили два стрелочных перевода. В 2016 году на ДЖД был возведён новый корпус станции Комсомольская с учебным и компьютерным кабинетами и набором всевозможных технических средств и пособий. Для юных машинистов на дороге был смонтирован профессиональный тренажёр, а пешеходные переходы и автомобильные переезды по всей линии оборудовали системой автоблокировки и сигнализации. Был выполнен и капитальный ремонт депо – новое депо впечатляет не только своими размерами, дизайном, но и оснащением: современная система освещения, пожарная сигнализация, автоматические двери. Здесь есть технический класс для занятий юных машинистов и бытовые помещения. Эксплуатационное депо следит за исправностью тепловозов, обеспечивает локомотивы топливом, смазкой, обтирочными материалами. Ремонтное депо отвечает за исправность вагонов.
Сегодня Южно-Сахалинская ДЖД – это настоящее железнодорожное предприятие и учебное учреждение, где школьники знакомятся с основами железнодорожных профессий. Здесь юноши и девушки в возрасте от 11 до 17 лет получают начальные навыки профессий машиниста, проводника, дежурного по вокзалу и станции, диктора, диспетчера, ревизора. С 2019 года на базе детской железной дороги открыт современный центр технического развития – детский технопарк «Кванториум «РЖД», что позволило юным железнодорожникам осваивать инновационные технологии проектирования, программирования и дизайна в промышленности. Дополнительно для учащихся 9-11 классов, желающих поступить в железнодорожные учебные заведения, проводятся недели с углублённым изучением физики и математики. В это же время проходят интерактивные игры, защиты проектов, экскурсии, встречи с руководителями железной дороги и студентами отраслевых учебных заведений. В непосредственной работе по обслуживанию движения задействовано около 15 человек. Всем детям, работающим на детской дороге, выдается специальная форма. Но особое внимание уделяется охране труда и безопасности движения поездов. Перед началом работы ежедневно совершается круг безопасности. Дорогу осматривают профессионалы.







