Сагалассос [TR/34930]
Описание окружающей местности
Первое упоминание что в этих местах люди стали селиться, по некоторым данным, еще в XIV веке до н.э., т.к. здесь удобно обороняться от противника и в изобилии источники горной воды. Однако большинство сооружений этого древнего города имеют возраст около двух тысяч лет. Сагалассос был основан на территории Писидии – исторической области Малой Азии. Важные города Писидии: Термессос, Сельге, Кремна, Сагалассос, Антиохия, Неаполь, Таракий, Лаодикея и Филомелий.
Впоследствии эти земли завоевали персы, а в 333 году до н.э. город был захвачен Александром Македонским. Подлинный расцвет Сагалассоса начался именно после завоеваний Александра Македонского, начался эллинистический период развития Писидии. Позже город становится столицей Галатии. В 188 год до н.э. эта территория перешла к Пергамскому государству, последний царь которого (Атталос III) оставляет всё римлянам в 133 году до н.э. и здесь начинается культ императора Адриана.
Отдельную роль в возвышении Сагалассоса сыграла благосклонность императора Адриана (117-138 гг. н.э.), известного своей любовью к эллинистической культуре и грандиозным строительным проектам. Во время его правления в городе развернулось масштабное строительство: были возведены величественные храмы, театр, библиотека, богато украшенные фонтаны и общественные бани.
Большинство построек здесь сохранилось со времен Римской империи. При римлянах город расцвел еще больше. В период своего рассвета Сагалассос был одним из самых богатых городов Малой Азии. Сагалассос даже стал столицей провинции Галатия, I-II века нашей эры – период, известный как "Римский золотой век".
С IV века нашей эры, после разделения Римской империи, Сагалассос стал частью Восточной Римской империи, позднее известной как Византия. Этот период ознаменовался распространением христианства, что привело к значительным культурным и архитектурным трансформациям. Многие языческие храмы были перестроены в христианские базилики, а скульптуры античных богов сбрасывались в фонтаны или разбивались – яркое свидетельство радикальной смены мировоззрения.
В VI в. город пережил сильнейшее землетрясение (~518 год), а позже (~541 год) эпидемию чумы. Окончательно Сагалассос пришел в упадок в середине VII в., когда он был разграблен арабами в ходе очередного набега на рубежи Византийской империи. Некоторое время в крепости еще теплилась жизнь до начала XIII века, однако к моменту османского завоевания город опустел и был забыт. На долгие века Сагалассос был забыт и заброшен. Только в 1990-х годах ученые начали производить раскопки и вести работы по его восстановлению, которые продолжаются в городе до сих пор. В 2013 году Сагалассос был открыт для свободного посещения, однако поток туристов сюда по-прежнему невелик и составляет около 50 тыс. посетителей в год.
Античные города современной Турции похожи между собой, но Сагалассос все же отличается на их фоне: он расположен выше всех остальных – в Торосских горах на высоте 1700 метров над уровнем моря, здесь находится единственный в мире действующий дорический фонтан с древних времен. Сагалассос от остальных античных городов очень отличается уникальной системой подачи воды и канализационной системой по всему городу, даже для частных домов. Прекрасно продуманная эта аква-система из акведуков, цистерн и терракотовых труб еще во времена античности, действует и сейчас: вода подается по терракотовым трубам времен Римской империи (~ II век н.э.) и доставляет воду из горных источников.
Груды разбросанных повсюду барельефов и камней, и руины древнего жилого комплекса – это первое, что встречает нас при входе в Сагалассос. По городу небрежно разбросаны детали пьедесталов, капителей, фризов и барельефов и в этом есть неповторимая прелесть всех античных городов – можно прикоснуться к истории.
Далее идет прямая дорога к одеону. Перед одеоном восстановлен один из нимфеумов с красивыми барельефами. Тут хороший панорамный вид на нижнюю часть города и современный Агласун (кстати, имя «Агласун» – это искаженное название Сагалассоса), а справа видно холм Александра Македонского, - именно здесь он принял решение завоевать этот город.
Ниже этого нимфеума находится нижняя агора («торговая»), к которой примыкают римские бани с гимназиумом и торговые лавки. От нижней агоры, от южных ворот императора Тиберия, уходит вниз улица с колоннами (еще не всеми восстановленными). А выше нимфеума – пошла дорога к верхней агоре и дорическому фонтану «Нимфеум Сагалассоса» (Нимфеум Антонина Пия) – ключевой архитектурной доминанте этого города, ради нее и стоит проделать этот сложный путь. Для строительства этого фонтана использовались семь разных видов каменных пород, преимущественно из местного мрамора. Ширина фонтана 28 метров, высота 9 метров. В древних городах наличие воды было крайне важно, и фонтан был примером инженерного (и художественного) мастерства того времени. Статуи, которые украшают нимфеум – это копии с подлинников, которые находятся в археологическом музее ближайшего к Сагалассосу города Бурдур.
Верхняя агора («собранческая») перед нимфеумом прекрасно восстановлена и украшена колонной в северной части площади. Именно здесь в древние времена проходили собрания и принимались самые важные решения. Посередине площади остались колонны, оставшиеся от бывшей когда-то здесь ротонды. Также в непосредственной близости от верхней агоры находился древний храм и городской совет, он вмещал 220 человек.
Слева-сверху от нимфеума стоит базилика и героон – античное святилище, посвящённое герою (обычно воздвигалось на предполагаемой могиле или месте гибели данного героя). Какому герою пока не удалось узнать.
В Сагалассосе, кстати, был культ поклонения богине Фортуне и в меньшей степени Аполлону. Очень город почитал римского правителя Адриана – в городе несколько ворот в его честь.
На северо-восток, если идти в гору, от верхней агоры находится библиотека Неона, построенная одним из богатых жителей города. В библиотеке выделяется мозаичный пол и надписи на стенах. Мозаику в библиотеке восстанавливали и выкладывали буквально по одному камушку. К библиотеке примыкает еще один восстановленный и действующий источник воды (нимфеум).
Чуть дальше и выше от библиотеки мы попадаем в театр, который рассчитан на 9000 зрителей. При том, что общее население города в период его расцвета оценивается примерно в 5000 человек. Это свидетельствует о том, что театр привлекал зрителей не только из самого Сагалассоса, но и из окрестных поселений. Театр построен в греческом стиле, а сцена была выполнена в римском стиле. Раньше здесь проходили представления и гладиаторские бои. Несмотря на то, что театр еще не отреставрирован, он не плохо сохранился, кроме того, отсюда открывается потрясающий вид на горную долину и сам город. Зрители проходили в театр к своим местам по тоннелям, вырубленным в скалах.
Если подняться еще выше театра к подножию отвесных скал, то там можно найти многочисленные некрополи.
Крайняя западная часть Сагалоссоса еще не открыта, и там, похоже, восстанавливается стадион и большая базилика.
Как добраться?
Лучшее время для посещения Сагалассоса – май-июнь и сентябрь-октябрь, в это время здесь нет палящего солнца.
Проще всего доехать на автомобиле или в составе организованный автобусной экскурсии. Экскурсия в Сагалассос дешевле всех в Mars travel или Hero tour (60$) – на момент сентября 2025 возят туда только они, остальные лишь пере-продаваны))
От Антальи до Агласуна около 110-130 км (~1.5-2 часа).
Другой вариант – доехать до Агласуна на автобусе, например, от Антальи, а дальше на такси.
Далее еще 7 км по петляющей в горах дороге.
Перед входом в древний город находится смотровая площадка и здесь же находится небольшое кафе и сувенирные лавки. Тут же организован небольшой музей Сагалассоса, с макетами города как выглядел этот город в древности и информацией на трех языках. Цена на момент сентября 2025 вроде бы 8€. Возможен льготный проход с турецким MuseumPass.
Сагалассос расположен на горных террасах с разностью высот около 300 метров. Условно его можно разделить на верхний и нижний город. В этом уникальном месте внимание привлекает буквально все, но театр и «Нимфеум Сагалассоса» на верхней агоре – это самое необычное и интересное, на мой взгляд.







