Описание окружающей местности

В разговорах о Денизли, все вспоминают Памуккале, ну, в крайнем случае, Иераполис и Карахаит с его красными водами, а это далеко не все интересные объекты. Например, мало кто бывал в Лаодикее на Лике (др.-греч. Λαοδίκεια πρὸς τοῦ Λύκου).
Что известно об этом античном городе, кроме того, что его упоминал Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе, как одну из церквей Азии?

       Лаодикея расположенная на перекрестке важнейших древних дорог, ведущих из Эфеса в Сирию, находится на границе Лидии,  Карии и Фригии, была знаменита черной шерстью, банковской системой и медицинскими технологиями.  Город раскинулся на холмах вокруг плодородной долины, орошаемой водами Асопа (Asopus, ныне Гюмюшчай) и Карпа (Carpos, ныне Башлычай). Обе эти реки – притоки реки Лик (по-турецки Чурюксу-чай), которая стекает по северо-восточной стороне холма. Лик и дал имя Лаодикее - ad Lycum, то есть «На реке Лик», именно это отличает другие Лаодикеи, основанные Антиохом II.
      Наша Лаодикея стоит на торговых путях, ведущих из Сард через Филадельфию. Из-за активного передвижения людей и товаров по этим дорогам, вокруг находятся множество античных городов. Всего лишь в 10 км - СПА-курорт Иераполис. Колоссы, прославившиеся Посланием к Колоссянам от апостола Павла, лежат в 14,5 км на восток. Триполис-на-Меандре  расположен на дороге в Сарды в 26 км на северо-западе от Лаодикеи.
Раскопки, проведённые в Лаодикее и ближайших участках, показали, что старейшие следы проживания человека в этом районе могут быть датированы поздним Медным или ранним Бронзовым веком, то есть 3500-3000 лет днэ. Исследователи также, обнаружили кремниевые и обсидиановые орудия труда этих эпох.
Более того, изучение зоны северного некрополя города показало, что поселение уже существовало до основания города в Эллинистический период. Монеты и осколки керамики 4 века днэ доказывают, что в этой области обитало коренное население Малой Азии. Город ранее назывался Диаполис, то есть Город Зевса, а затем был переименован в Роас.
Лаодикея была основана в 3 веке днэ как Эллинистический город под управлением Антиоха II Теоса из династии Селевкидов. Следует отметить, что на территории современной Турции есть ещё две Лаодикеи – Понтийская (ныне Ладик), в районе Самсуна на Черном море и Комбуста, тоже сейчас называемая Ладик, в центральной провинции Конья.
Имя Лаодикея было дано многим городам, основанным Антиохом, в честь его жены, по совместительству, бывшей его двоюродной сестрой. Их брак был очень бурным, например, в 250 году днэ Антиох II заключил соглашение с египетским царем Птолемеем II Филадельфийским, а для закрепления договора, Антиох взял в жёны дочь Птолемея Беренику, отвергнув Лаодику и сослав её вместе с детьми в Эфес.
       Через 4 года Птолемей умер и Антиох тут же женился на Лаодике снова, но, правда, умер он тоже скоро, в тот же год. Его скоропостижная смерть вызвала множество слухов об отравлении царя старой-новой женой. Слухи были вполне обоснованными, ибо характер у Лаодики был суровым – после смерти мужа, она умертвила Беренику с сыном.
        В целом, Лаодикея не была столицей, но она стала расти и развиваться очень быстро. В 20-х годах третьего века днэ город стал свидетелем конфликта в клане Селевкидов, между Антиохом III Великим и его родственником Археем. Ранее Архей провёл успешную военную кампанию от имени Антиоха против Атталидов Пергамского царства и, внезапно, в 221 году днэ провозгласил себя царем, на фоне слухов о гибели Антиоха в войне в Сирии. Так или иначе, Антиох победил Архея в 213 году до н.э.
      Антиох III Великий привез во Фригию две тысячи еврейских семей из Вавилона. С этого времени в  Лаодикее основывается значительная еврейская община. Богатство общины было легендарным и евреи Лаодикеи отправляли в Иерусалимский храм 9 килограммов золота каждый год. Луций Валерий Флакк (Lucius Valerius Flaccus), губернатор Азии однажды конфисковал эту посылку. Это событие упоминается в защитной речи Цицерона Pro Flacco. Позднее, евреи Лаодикеи становятся основой ранне-христианской общины города.
В 188 году днэ состоялась Битва при Магнезии между римлянами и войсками Антиоха III, по результатам военного конфликта, благоприятным для Рима, 2 года спустя было заключено Апамейское соглашение, по которому вся западная часть Малой Азии переходила под управление Пергамского царства. После смерти последнего царя Пергама вся территория царства была передана Риму по завещанию.
В начале 1 века днэ вся Малая Азия сотрясалась множеством войн, ведущихся между Римом и Понтийским царем Митридадом VI. Множество городов, в том числе и Лаодикея, были вовлечены в войну и пострадали от этих событий. Лаодикея, однако, быстро восстановилась после разрушений, и Рим даровал ей статус Свободного города. «Золотой век» Лаодикеи продлился с 1 по 5 века нэ.

       Торговля была главным источником богатства города из-за его удачнейшего расположения. Самым выгодным товаром считались ткани и чёрная шерсть, упоминаемая ещё Страбоном. Производимая ткань называлась лаодикейской, это название можно обнаружить в эдикте императора Диоклетиана. Туники, изготовленные из этой ткани, называемые тримата, были так знамениты, что иногда и сам город называли Триматария. В наше время турецкая провинция Денизли также известна своим текстилем, что вполне логично. Лаодикея, кроме тканей, торговала мрамором, скотом и зерном.
      С 1 века нашей эры  Лаодикея стала известна и как лидирующий медицинский центр, самым известным выпускником медицинской школы стал Демосфен Филалет, автор наиболее влиятельной работы античного мира по офтальмологии. Его труд Офтальмикус, который описывал глазные болезни и их лечение, использовался даже в Средние века! Более того, производство знаменитого «Фригийского порошка» также связано с лаодикейской медициной. Это лекарство применялось для лечения глазных болезней. Местные залежи цинка и алюминия стали основой производства и чудодейственной глазной мази коллирии, продаваемой купцами Лаодикеи.
Многие годы делегаты Лаодикеи посещали оракула храма Аполлона в Кларосе, в 25 году нэ город запросил разрешение построить второй храм императорского культа в провинции Азия. Первый храм уже существовал в Пергаме с 29 года днэ. Удивительно, но их прошение было отклонено из-за недостаточного богатства города. Годом позднее, второй храм был воздвигнут в Смирне.
Так как город расположен в активной сейсмической зоне и часто страдал от землетрясений, то многие его здания были разрушены и перестроены. Одно из сильнейших землетрясений произошло в 27 году днэ, во времена правления императора Августа, в 60 году нашей эры другое землетрясение буквально сравняло город с землей. Император Нерон предложил финансовую помощь на восстановление, но жители Лаодикеи отклонили помощь и на свои деньги возродили город. Возможно, они всё ещё помнили отказ в строительстве храма божественных императоров. Так или иначе, Лаодикея оказалась единственным городом Азии, отказавшимся от имперских денег.
Богатство жителей города, продемонстрированное этим случаем, было широко известно в Древнем мире. Лаодикея печатала свою монету с изображениями Зевса, Асклепия, Аполлона, и со 2 века днэ, римских императоров. В римское время Лаодикея стала знаменита своими банкирами, их услугами пользовался даже знаменитый оратор Цицерон. Богатство города питало тягу жителей к прекрасному – греческому искусству и монументальным зданиям в римском стиле. Были в городе и философы – наиболее известны скептики Антиох и Теодай. Уроженцем Лаодикеи был Полемон I, царь Понта, малой Армении и Босфора, отец которого, Зенон был выдающимся оратором-аристократом.
Еврейское население города, процветавшее многие века, стало основой для развития христианства.  Лаодикея упоминается в «Послании к Колоссянам» от Святых Павла и Тимофея. Апостол призывает жителей города к радости, молитвам, чистоте, избегать грязных прибылей.  Иоанн Богослов обращается к Лаодикее, как к одному из семи городов-церквей в своем Апокалипсисе. В тексте «К Лаодикянам» есть упоминания и про огромное богатство города и про их ткани и даже про глазную мазь.
     Город быстро получил ранг епископата, но имена первых трех епископов не сохранились. Четвертым был Сагарис, убитый в 166 году. В 363 году на Соборе в Лиодикее собрались 30 епископов. Совет издал письменные каноны. Среди шестидесяти канонов упоминаются запрещение Шаббата и призыв к отдыху в воскресенье, борьба с еретиками, иудеями, язычниками и концентрация на библейских законах. В заключении приводится канонический текст Библии без упоминания Книги Апокалипсиса, где жители города описываются голыми, бедными и слепыми.  Каноны, изданные этим Собором, позднее были подтверждены Халкедонским Собором в 451 году.
        Последний епископ Лаодикеи завершил свою миссию в 1450 году. С тех пор Лаодикея является титульным престолом Католической Церкви. Однако, с момента назначения в 1968г последнего епископа, в Лаодикее больше нет титульных епископов.
        История о жизни города в византийское время крайне противоречивая, официальные документы, поданные на регистрацию Лаодикеи в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, упоминают, что город был разрушен землетрясением во времена императора Фоки (602-610 годы). Эта же информация есть в книге Марка Уилсона «Библейская Турция». Жители покинули город и перебрались в район Денизли, где основали поселение на северном склоне горы Салбакос, ныне называемой Бабадаг.
     Тем не менее, информация о полном разрушении Лаодикеи в начале 7 века, противоречит византийским источникам. Авторы часто упоминают Лаодикею, особенно во времена правления династии Комнинов в 11 и 12 веках. В 1094 году город завоеван армией Сельчуков. В 1119 году византийские войска императора Иоанна II Комнина и его военачальника Иоанна Аоха отбивают город у турков. Кстати, это была первая военная победа этого императора.
       Никита Хониат (Niketas Choniates), византийский историк был автором 21 тома хроник - Chroniké diégesis. Он описал историю Византии с 1118 по 1206 годы. На страницах своей работы он пишет, что император Мануил I Комнин, правивший с 1143 по 1180, укрепил Лаодикею. Город неоднократно разграблялся турками и монголами в поздневизантийский период. Последние жители покинули город в 13 веке.
       В современное время, первым исследователем руин Лаодикеи стал Г.Вебер, он провел небольшие раскопки в 1833 и 1843 годах. Его особенно интересовало водоснабжение. Вебер же составил и первую карту города.
     Первые «настоящие» раскопки были проведены в 1961-1963 годах. Они были организованы экспедицией Университета Лаваля из канадского города Квебек, возглавил кампанию профессор Жан де Гарньерс. Основным достижением этого тура раскопок стало обнаружение впечатляющего здания нимфея, сейчас известного как Нимфей Каракаллы. Следующие исследования прошли только в 1992 году – археолог музея Денизли Хашим Йилдыз инициировал восстановительные раскопки главной улицы города, известной как Сирийский проспект. В 1995-2002 годах работы были проведены под управлением Университета  Ca 'Foscari из Венеции. Руководил операцией профессор Густаво Травесари.
      В 2002 году в Лаодикее начались, наконец, систематические археологические работы. Они стартовали по инициативе  Али Джейлана из музея Денизли, при участии Управления Археологии Университета Памуккале из Денизли.
    Группа турецких археологов, ведомых профессором Джелялем Шимшеком из Университета Памуккале в Денизли, ведёт свою работу с 2003 года. Каждый год их работа приносит множество восхитительных открытий. Одновременно с раскопками, ведутся и активные восстановительные работы. Основной целью усилий является открытие и реставрация интересных для туристов объектов.
       В 2005 году на участке была найдена колонна с резным портретом Лаодики, жены основателя города Антиоха II.  Опознанию изображения помогло описание,  выбитое в камне. В 2008 году историки нашли могилу, где нашли останки мужчины и женщины, державшихся за руки.
     Основные находки были произведены в 2010 году. С использованием радара, исследователи смогли найти расположение церкви, площадью 2000 м2. Заголовки газет были сенсационными – «Обнаружена церковь, упомянутая в Библии!». Имелось в виду упоминание Церкви Лаодикеи в Апокалипсисе Иоанна Богослова, но в Книге говорилось про церковь как общину, веру, а не про здание.  Более того, руководитель раскопок Джеляль Шимшек сообщил, что здание датируется 4-м веком, т.е. она построена как минимум через 200 лет после откровений богослова.
     Церковь Лаодикеи, после тщательных исследований и реставрации, была открыта для осмотра в 2016 году. Её всё ещё называют одной из «Семи церквей Азии» или даже «Седьмой самой старой церковью в мире». Шимшек объясняет эту историческую путаницу огромным желанием привлечь в Лаодикею туристов и паломников со всего мира, сделав её такой же посещаемой, как соседний Памуккале.
        В 2012 году было объявлено об обнаружении храма Афины, построенного во 2-м веке. Храм стал третьим по счету, найденным в священном центре города. Другие святилища посвящены Зевсу и божеству, которое ещё предстоит определить.
    Другой археологической сенсацией стал найденный в 2015 году мраморный блок, содержащий описание Водного закона. Главы этого канона, обнародованного в 114 году, строго регулируют использование воды, доставляемой в Лаодикею с гор. Огромные штрафы (от 5 до 12,5 тысяч денариев) грозили загрязнителям питьевой воды, разрушителям каналов или труб подачи и отведения воды. Текст закона разработан жителями города и был представлен на визу римскому правителю региона Аулю Вицирию Матриалу (Aulus Vicirius Matrialis).
      В 2017 году реставрационные работы начались в районе Священной Агоры и Западного театра. Основной их целью стало превращение Лаодикеи во «Второй Эфес», привлекающий миллионы туристов со всего мира каждый год.
        Что можно увидеть сегодня:
        Руины города раскинулись на территории не менее 5 км2, Лаодикея построена по древнему плану Гипподама, где основные улицы пересекаются под прямыми углами, формируя кварталы города. Из-за активных раскопок, внешний вид музея постоянно изменяется, и регулярно появляются новые объекты для осмотра. Благодаря работе реставраторов, сегодня мы можем увидеть – Восточные Византийские ворота, Восточный Византийский нимфей, Сирийский проспект, Храм А, Жилой комплекс А, Нимфей А (Фонтан Септимия Севера), улица Северного театра, Центральная агора, Нимфей В, Латрины и улица Стадиона. Последним пополнением стала Лаодикейская  церковь, открытая в 2010 г.
     Также, посетители могут увидеть стадион, два театра, четыре комплекса римских бань, пять агор, пять монументальных фонтанов, шесть раннехристианских храма, двое внушительных ворот, булевтерион, жилые дома и перистили, общественные туалеты-латрины, два водных хранилища, водопровод, три главных проспекта с колоннадами.  Основная дорога осмотра ведёт в северо-западном направлении вдоль Сирийской улицы. Оба театра расположены в северной части города, а стадион и булевтерион на южной. Город был окружен оборонительной стеной, некоторые её части видимы и сейчас.  За стенами города, на каждой из сторон света стоят некрополи.
       Осмотр красот Лаодикеи начинаются с восточной стороны, неподалеку от Восточных бань. Здание стоит на северной стороне Сирийского проспекта. Бани с центральной планировкой построены во втором веке. Ровная площадка, начинающаяся на западе от бань была торговой площадью, агорой.
Восточные Византийские ворота ведут посетителей в центр города, они были построены в конце 4 века по приказу Феодосия I Великого и его сына Аркадия. Ворота были частью новых оборонительных стен, которые окружали уменьшившийся, по сравнению с периодом расцвета, город. Прямо за воротами, на северной стороне дороги, исследователи обнаружили, так называемую, Палату с Пифосом. Вероятно, она является частью винодельни.
      На севере от Ворот мы видим руины Восточного Византийского Нимфея. Этот впечатляющий фонтан был воздвигнут на прямоугольной площадке 21,5 на 10 метров. Датой постройки считается 5 век, для возведения нимфея были использованы камни, извлеченные из русла реки. Основное водохранилище, отделанное изолирующим раствором, было глубиной 2,2 м. Фонтан снабжал питьевой водой жителей пригорода, живущих за стенами и путников, прибывающих в Лаодикею с востока.
     Сирийский проспект, выложенный мраморными плитами, ведёт путников к Храму А, построенному во 2 веке. Этот храм был перестроен в конце 3-го или в начале 4-го века, во времена правления императора Диоклетиана. В 4 веке здание служило архивом, а в 494 году было разрушено землетрясением. Сейчас Храм А частично восстановлен, а стеклянный пол позволяет поближе рассмотреть прекрасные резные колонны и фундамент, поддерживающие здание.
     На северной стороне Храма, мы видим восстановленное здание церкви, называемой «Церковью Лаодикеи». Сейчас это здание является основным, привлекающим туристов, объектом города. Строение было обнаружено и полностью раскопано в 2010 году. Это одна из старейших христианских церквей в мире. Она была построена во времена Константина Великого, то есть в первой половине 4 века. Церковь была частично разрушена землетрясением 494 года, но позднее восстановлена. Окончательно здание уничтожило землетрясение, произошедшее во времена правления императора Фоки, то есть в период с 602 по 610 годы. Сейчас здание покрывает защитная крыша, а посетители осматривают Церковь с платформы. План постройки считается необычным, так как содержит 11 полукруглых апсид и два входа. Внутри здание представляет собой трехнефную базилику. Пол церкви украшен мозаикой, на которой выложены имена двух диаконов – Поликарпа и Александра. Стены были отделаны мраморными панелями и фресками.
       На западной стороне Храма А расположен монументальный Фонтан А, так же известный как Фонтан Септимия Севера, построенный из травертиновых блоков во времена правления этого императора. Судя по выбитому в камне описанию, фонтан был посвящен императору. Фонтан так же, как и многие здания города, был разрушен землетрясением 494 года. В Византийский период на парапете фонтана были построены два небольших прямоугольных бассейна. Изначально, постройка представляла собой прямоугольный бассейн, окруженный с трех сторон двухэтажными фасадами. Нижний этаж фасадов украшали колонны смешанного ордера - Ионического и Коринфского. Верхний уровень украшен коринфскими колоннами. Бассейн заполнялся водой пяти кранов, если же он переполнялся, то излишек воды отводился по канализационным трубам.  На восточной и западной сторонах здания, лицом к Сирийскому проспекту, располагались две фигуры львов, а пространства между колоннами украшали скульптуры богов греческого пантеона, в том числе богинь Афины и Тихе.
       Пропилон I – это монументальные ворота, стоящие на Сирийском проспекте, напротив Центральной Агоры. Они были воздвигнуты в конце правления Септимия Севера. Строение пострадало от землетрясения конца 3-начала 4 века, затем восстановлено. Окончательно разрушено всё в том же 494 году. Пропилон I вёл в Северную Агору, так же называемую Священной Агорой. Она представляет собой огромную площадь, где обнаружены три храма, посвященные Афине, Зевсу и ещё не определённому божеству. Священная Агора занимает площадь в 35 000 м2. Восстановительные работы начаты с реставрации колоннады, когда то окружавшей площадь. Задняя часть Агоры отделялась стеной, длиной 100 м и высотой 11 м, покрытой рисунками.
     Напротив нимфея и пропилона, на юге Сирийского проспекта, располагалась Центральная Агора города, прямоугольной формы, размером 112 на 60 метров, окруженная с трех сторон портиком, стоящим на двухэтажной платформе. Южный портик граничил с Центральными Банями, а восточный и западный портики вели к магазинам. В Римское время эта агора была вымощена мраморными плитами.
     Центральные бани, площадью 89 на 58 метров, занимали южную часть агоры, то есть 4 квартала по Гипподамовому плану. Бани построены во 2-м веке, пострадали в 494 году, после этого восстановлены и использовались по другому назначению до начала 7 века. Банный комплекс имел каскадную планировку, содержащую кальдарий (жаркий зал), тепидарий (тёплый), два фригидария (холодные залы), два аподитерия (раздевалки). В западной части здания была палестра – гимнастический зал. С восточной же стороны располагался и трёхарочный вход.
     В северной части города располагались два театра. Меньший, более старый – Западный, построен в Эллинистическое время, ориентирован на северо-запад, с его верхних рядов мы можем увидеть террасы Памуккале. Зрители защищались от солнца тентом, установленным на деревянных опорах. Отверстия для деревянных балок видны и сейчас.
       Северный театр был построен, когда старый, стал слишком мал для нужд растущего города. Новое здание воздвигнуто из мрамора на склоне холма на греческий манер. Он обращен в северном направлении, в сторону долины реки Лик.  В настоящее время мы можем увидеть 19 нижних рядов и 27 рядов верхнего уровня. Пока неизвестно, сколько именно рядом было изначально, так как многие ряды разрушены, а часть мраморных блоков демонтированы для строительных целей. Предполагается, что вместимость Северного театра была около 12 000 зрителей. Имена важных организаций и влиятельных семей выбиты на камнях сидений, отмечая зарезервированные для них места. Театр использовался до 7 века для проведения всевозможных представлений, возможно даже для водных шоу. В более позднее время он стал удобным источником строительных материалов.
На плоском участке между двух театров располагаются руины Северной Базилики, построенной в 5 веке, и более раннего Коринфского Храма. Оба здания серьезно пострадали от сельскохозяйственной деятельности. По всему району разбросано множество обломков мраморных блоков. На некоторых колоннах Храма есть описания Римского периода 1-2 веков, по ним определено, что постройку финансировала влиятельная семья Лаодикеи во славу Императора. Церковь же построена из травертиновых блоков по плану трехнефной базилики. Исследователи датируют её постройку 5-м веком, то есть уже после землетрясения 494 года. Базилика принимала прихожан до 7 века.
       В восточной части города мы видим развалины, так называемых, Эфесских Ворот, построенных в конце 1 века и посвященных императору Домициану. Ворота состояли из трех арок и имели смотровые башни с обеих сторон. Эфесская улица вела через одноименные ворота вдоль долины реки Меандр в Эфес. Возле Эфесских ворот дорога пересекает реку Асоп (Asopus) по частично сохранившемуся мосту, называемому Римским.
В западной части Лаодикеи располагаются руины античного Стадиона. По информации, поданной в ЮНЕСКО - это самый большой стадион античной Анатолии. Другие источники аккуратно называют его «Одним из крупнейших». Ориентированный по оси восток-запад, стадион встроен в склон холма. Длина всего комплекса – 295 м, ширина 70м, а вместимость - до 25 тысяч болельщиков. Стадион построен в 79 году с посвящением императору Веспасиану и проконсулу Марку Ульпию Траяну, отцу будущего императора Траяна, на деньги местного жителя Никострата.
       На севере от стадиона расположены внушительные Южные бани , площадью 133x75 метров. Постройка бань с гимназием посвящена императору Адриану и его жене Сабине по случаю их визита в Лаодикею в 135 году. Бани предназначались для тренировок и отдыха спортсменов прилегающего стадиона. В восточной части Бань расположен Южный Водный Терминал, по-латыни «castellum aquae», то есть «Водный замок». Он подавал воду в Бани и в Главный Водопровод города, расположенный в центре Лаодикеи.
    На севере от Южных Бань мы видим ещё одну агору – Южную, площадью 135х90 метров, она несла официальную роль, вмещая здание Булевтериона, место заседания городского совета. Здание совета вмещало до 600 человек и датируется правлением императора Адриана. Булевтерион, вероятно, служил и малым театром – Одеоном, где проводились камерные музыкальные представления.
     Вода подавалась в Лаодикею благодаря системе акведуков и труб из источника, именуемого сегодня Башпынар (т.е. главный ручей). Он протекает в 8 км от города и продолжает поставлять питьевую воду и сейчас в город Денизли. Вода источника имеет высокую минерализацию, отложения солей мы можем наблюдать на стенках водной системы Лаодикеи. Фрагменты античных труб и акведука, разрушенных землетрясениями до сих пор видны на участке между источником и Лаодикеей, в деревне Эскихисар.
       Развалины древнего города оформлены как музей, посетители могут посещать его с 8 до 17 часов зимой и до 19-00 летом, . Все интересные объекты имеют информационные щиты с английским и турецким пояснениями.  На входе в музей есть небольшое кафе.
Добраться до Лаодикеи можно по шоссе Д-320, музей удален от центра Денизли всего на 7 км. Также до перекрестка в музей можно доехать на маршрутке из Денизли или Паммукале.

https://kira1979.livejournal.com/15913.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться