Лётно-исследовательский институт был основан 8 марта 1941 года в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Его возглавил легендарный летчик- испытатель, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов. Перед институтом при его создании были поставлены задачи: участвовать в разработках и испытаниях летательных аппаратов и их систем, проводить летные исследования для создания научного задела.
В годы Великой Отечественной войны универсальность функций и возможностей ЛИИ, чье становление пришлось на это тяжелейшее для страны время, проявилась особенно ярко. В этот период специалисты ЛИИ вырабатывали рекомендации по поддержанию на высоком уровне боевых свойств самолетов, руководили летными испытаниями опытных образцов, оказывали помощь боевым частям, изучали закупленную зарубежную и трофейную авиатехнику.
После окончания войны вся авиационная промышленность ставила своей целью скорейшее создание реактивной авиации. Для этого требовалось решение задач по преодолению звукового барьера, проблем сверхзвуковой аэродинамики и динамики полета, прочности, жизнеобеспечения и многих других.
В связи с этим в ЛИИ был разработан и осуществлен метод аэродинамических исследований на крылатых моделях, сбрасываемых с самолета. На беспилотных моделях, запускаемых с помощью ракет, продолжались исследования на сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях. Ученые, инженеры и летчики-испытатели ЛИИ внесли неоценимый вклад в создание первых отечественных реактивных истребителей.
В начале 50-х годов на МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 были изучены многие ранее не известные особенности динамики сверхзвуковых самолетов. На летающих лабораториях прошли испытания и доводку более 60 типов опытных и модифицированных турбореактивных двигателей. С участием специалистов ЛИИ были проведены летные испытания силовых установок всех боевых, военно-транспортных и гражданских самолетов. ЛИИ принимает комплексное участие в создании первого отечественного пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144. В обеспечение первого вылета Ту-144 было выполнено более 150 полетов на его аналоге - самолете МиГ-21 И.
Уникальный опыт научной и практической деятельности, накопленный ЛИИ, послужил основанием для привлечения института к подготовке и освоению полетов в космос. Институтом были разработаны принципы спасения объектов, возвращаемых из космоса, созданы системы спасения и приборные контейнеры с амортизационной системой, обеспечивающей их мягкое приземление. При пуске в зенит ракет Р-1 и Р-2 и на головной части ракеты устанавливались аэродинамические модели ЛИИ, аппаратура институтов академии наук, помещались подопытные животные.
На созданной в ЛИИ совместно с ОКБ им. А. Н. Туполева летающей лаборатории на базе самолета Ту-104 отрабатывались режимы невесомости, проводилась оценка переносимости невесомости людьми, опыты с животными, испытания различного оборудования, тренировка космонавтов, отработка на макете шлюзовой камеры операций по выходу человека в открытый космос.
В ЛИИ проведен большой цикл работ по обеспечению успешного полета воздушно-космического корабля "Буран". В 1978 году в институте был создан отряд летчиков-испытателей для пилотирования космических кораблей многоразового использования. На динамически подобных летающих лабораториях отрабатывалась штатная система управления кораблем "Буран" в ручном и автоматическом режимах полета. Успешно завершены горизонтальные летные испытания полноразмерного аналога корабля "Буран". 15 ноября 1988 года был осуществлен старт уникальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем многоразового использования "Буран". Выполняя программу полета, корабль впервые за всю историю освоения человеком космоса произвел посадку в автоматическом режиме пилотирования.
ЛИИ изначально создавался как комплексный институт, способный решать задачи по всем направлениям, связанным с созданием авиационной техники. Наиболее ярко эти свойства института проявились при отработке пилотажно-навигационных комплексов, комплексов перехвата, радиосвязи, различного рода радиоэлекстронных систем. Экспериментальные работы проводятся как на опытных летательных аппаратах, так и на специально создаваемых ЛЛ. Например, для создания пилотажно-навигационных комплексов работа проводилась на 14 типах летательных аппаратов.
В ЛИИ была решена задача комплексирования отдельных разрозненых приборов навигационного и пилотажного оборудования в единую систему для решения задач самолетовождения: проведена унификация пилотажно-навигационного оборудования; созданы унифицированные базовые комплексы; разработана идеология базовых пилотажно-навигационных комплексов для различных классов летательных аппаратов.
Аналогичные работы были проведены и в области автоматизации управления маневренных военных самолетов. Эти работы, начатые в конце 50-х годов, проводились более чем на 15 типах летательных аппаратов. В результате были предложены новые схемы исполнительных механизмов, отработаны системы улучшения устойчивости и управляемости; автоматизированы режимы посадки вплоть до приземления; разработаны методы определения посадочного минимума. Отработан ряд автопилотов и систем автоматического управления полетом.
Аэродром ЛИИ является одним их крупнейших в мире. Площадь его бетонных покрытий составляет 2,5 млн. квадратных метров. Аэродром располагает двумя взлетными полосами - ВПП-1 и ВПП-4 (длина последней составляет 5 403 метра); взлетно-посадочными полосами для летательных аппаратов вертикального и короткого взлета с подъемными двигателями, стоянкой для самолетов и вертолетов, рулежными полосами.
Управление полетами осуществляется с трех командно-диспетчерских пунктов, создававшихся по мере увеличения размеров полосы и совершенствования аэродромного оборудования. Аэродром оснащен комплексом радио- и светотехнических средств, обеспечивающим функционирование полосы в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, посадку по минимуму, соответствующему 1-й категории ИКАО 60 м х 800 м, и проведение испытаний бортовых систем захода на посадку 2-й и 3-й категорий ИКАО. На протяжении всей истории существования летно-исследовательского института, его успехи в исследованиях, испытаниях и доводке авиационной техники неразрывно связаны с наличием мощной производственной базы, обеспечивающей проектирование и изготовление летающих лабораторий, стендов и установок, уникальных летающих моделей.
ЛИИ им. Громова воспитал целую плеяду выдающихся летчиков-испытателей, настоящих воздушных ассов. Многие из них были удостоены высоких званий Героев Советского Союза и "Заслуженный летчик-испытатель".
(При подготовке описания были использованы материалы сайта www.liicom.ru)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: