Нет, вывод другой.
Думаю, что никто из учеников и учителей тех воскресных школ не воспринимал это заучивание как «тренировку мозгов». Скорее всего, судя по Марку Твену, это была «тренировка нравственности»:
«...- А теперь, дети, я прошу вас сидеть как можно тише и прямее и
минуту-другую слушать меня как можно внимательнее. Вот так. Именно так и
должны себя вести хорошие дети. Я вижу, одна девочка смотрит в окно;
кажется, она думает, что я где-нибудь там, - может быть, сижу на дереве и
беседую с птичками. (Одобрительное хихиканье.) Мне хочется сказать вам, как
приятно видеть, что столько чистеньких веселых детских лиц собралось здесь
для того, чтобы научиться быть хорошими...»
Но это задание вело к несколько другим результатам:
«...Только старшие ученики умудрялись сохранить свои
билетики и проскучать над зубрежкой достаточно долго, чтобы получить в
подарок Библию, и потому выдача этой награды была редким и памятным
событием; удачливый ученик в этот день играл такую важную и заметную роль,
что сердце каждого школьника немедленно загоралось честолюбием, которого
хватало иногда на целых две недели. Быть может, Том не был одержим духовной
жаждой настолько, чтобы стремиться к этой награде, но нечего и сомневаться в
том, что он всем своим существом жаждал славы и блеска, которые
приобретались вместе с ней."
Что было дальше с Томом, известно
(«Опустим же завесу милосердия над концом этой сцены.»)
А Гек Финн, который Библию не заучивал, а стремился в «речной шалаш», в конце концов, проявил себя очень нравственно и очень по-человечески. В среде, где рабство – это обыденность, где негры – не люди, он все-таки не сдал Джима.
З.Ы. Linden, если Вам в самом деле интересно поговорить о педагогике и школе, с удовольствием пообщаюсь при личной встрече. Это моя профессия.
Редактировано 2 раз. Последний раз 21.06.2007 19:12 пользователем Sana_H.