Описание окружающей местности

Итернясское городище было основано в Золотоордынский (позднебулгарский) период (1240-1438 гг.).
При проведении археологических раскопок на территории городища были обнаружены останки мамонта, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматика, домашняя утварь и женские украшения.
Многие экспонаты, найденные при раскопке городища хрянятся в Национальном музее республики Татарстан в Казани, но некоторые можно увидеть в Сабинском краеведческом музее (п. Богатые Сабы, ул. Закира Юсупова, д. 47. Время работы - ежедневно с 8.00 до 16.30, кроме субботы и воскресенья).
В IX-X вв. болгары создали в Среднем Поволжье первое раннефеодальное государство –
Волжскую Булгарию, которая стала страной с развитым земледелием, градостроительством,
ремеслами (в том числе металлургией) и торговлей. С провозглашением в 922 году ислама
(проникновение ислама произошло раньше из Средней Азии) государственной религией духовная
жизнь народа развивалась под воздействием культуры мусульман Востока. На территории Волжской
Булгарии известно более 170 городов и 1200 сельских населенных пунктов, относящихся к
домонгольскому времени, поэтому скандинавские саги называют эту территорию «гардарика» –
страна городов. Археологами изучено около 190 булгарских городищ, более 900 селищ, десятки
грунтовых могильников.
После основательной подготовки к большому походу в 1236-1240-х гг. полчище огромной
численности нахлынуло на булгар и нанесло серьезное поражение Волжской Булгарии, прервало его
самостоятельность как государства. Великий западный поход под командованием Бату-хана (сына
Джучи и внука Чингизхана) с весны 1236 года по осень 1242 года расширил границы Золотой Орды
до Дуная.
Из 190 булгарских городов, относящихся к домонгольскому времени, более 100 городищ не
имеют культурных отложений золотоордынского времени, что свидетельствует об их заброшенности
в результате нашествия. Укрепленные города были разрушены (Биляр, Ошель, Сувар, Джукетау),
рядом появились селища (Балынгузское, Торецкое, Горкинское и др.). Волжская Булгария вошла в
состав огромной империи – Улуса Джучи, известного позже под названием Золотая Орда, в качествеодной из областей. Учитывая ее высокий экономический потенциал, развитую систему
государственного управления, монотеистического религию и высокий уровень культуры, Бату-хан в
качестве первой столицы выбирает город Булгар и именно здесь в начале 50-х гг. XIII в. начинается
чеканка джучидских монет. «Чем тяжелее удар, тем сильнее стимул» [12]: в золотоордынский период
волжская торговля вновь приобретает широкий международный размах. Поволжские города Золотой
Орды достигли расцвета в первой половине XIV в. и стали средоточием товаров со всего Великого
шелкового пути, из стран Азии и Европы. В этот период наблюдается рост влияния булгар на
завоевателей, на развитие ремесла и торговли, на исламизацию Золотой Орды, при хане Узбеке ислам получил статус государственной религии. Среди населенных пунктов необходимо отметить Булгар, Джукетау, Балынгуз, Кашан, Кирман, Урматский и Именьковский комплексы памятников,
Казань, Кирменское, Тубылгатау, Тетюшское и др. Город Булгар в XIV веке считался одним из
лучших городов Золотой Орды, «золотым троном» её ханов. После захвата Булат-Тимуром столицы и
других булгарских городов началось обособление Волжской Булгарии от Золотой Орды. В последней
трети XIV в. в булгарских (как и в буртасских и мордовских) землях образуются центры
самостоятельных владений Булгарского, Балынгузского, Джукетауского, Казанского, Кашанского,
Тетюшского, Тубулгатаусского княжеств. Только в Закамье выявлено 85 селищ, относящихся к этому
периоду, причем 51 из них продолжали существовать с домонгольского периода.
Политическим, экономическим и культурным центром булгарских земель становится Иски
Казань (Старая Казань). В археологических источниках прослеживается преемственность
материальной культуры булгар Закамья и Заказанья (Казан арты) в бассейнах рек Меши, Казанки и
Вятки. С окончательным переселением основного населения Волжско-Камской Булгарии в северные
районы во втором периоде Золотой Орды связано увеличение числа городищ, селищ и
местонахождений: Арск, Утернясское и Чаллынское городища, Букеневское, Уразбахтинское
селища. Только в Заказанье найдены надгробия второй половины XIV в. Определенная часть булгар
оставалась жить в прибрежных районах Камы и Восточном Предкамье (Березогривское,
Алексеевское, Мокрокурналинское селища). Не запустело полностью и Закамье, где сохранились
отдельные островки селений булгар (Балынгузское городище, Билярское, Ямбухтинское селища).
В 1395 году происходит возвышение Казани, которая становится центром новобулгарских земель.
В период существования Булгарии в составе Золотой Орды проиcходили основные процессы
этнокультурной консолидации тюркоязычных народов и формирование татарского народа.
Искусственно прерванная цепь развития укрепленных городов привела после
монгольского завоевания, как ответ на вызов ущемления, к появлению городов «открытого
типа», но в планировочной структуре наблюдается преемственность в выборе места
строительства и способах укрепления городов с использованием естественных условий
местности.
Ханский период (1438-1552 гг.) – ответ вызову стимула новой государственности
на «материнской» основе.
В первой половине XV в. на территории края образовалось Казанское ханство, население
которого унаследовало этнокультуру и социально-экономические традиции Волжской Булгарии и
Золотой Орды. Казань в начале ХV в. получила название Новый Булгар (Булгар аль Джадид), это
была мощная крепость, крупный экономический, религиозный, политический и торговый центр
Поволжья и Приуралья. По версии одних ученых, в 1438 г., когда Улу Мухаммед взял Казань, а по
версии других в 1445 г. его сын Махмуд, начинается отсчет истории Казанского ханства. Местная
династия булгарских правителей была заменена джучидской династией.
После распада Улуса Джучи наряду с Казанским образовались Крымское, Шейбанидское
(Узбекское), Астраханское, Касимовское и Тюменское (Сибирское) ханства, Большая и Ногайская
Орда. Между государствами – наследниками Золотой Орды – сохранялись тесные родственные
отношения (в большинстве ими правили потомки Чингизидов), за феодальными кланами сохранялось
право перемещения со своими дружинами из одного юрта в другой в границах бывшего
золотоордынского пространства.

Источники:
http://www.personalguide.ru/museums/688/10187/
http://izvestija.kgasu.ru/files/2_2010/Zabirova_066_076.pdf 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться