Описание окружающей местности

  Николай Яковченко родился в городе Прилуки на Черниговщине 3 мая 1900 года. Учился в театральном училище в Москве. В 1918 году дебютировал на любительской сцене в Прилуках, впоследствии играл в театрах Симферополя, Черкасс, Лубен, Чернигова, Днепропетровска и Харькова, с 1928 в Киевском театре им. И. Франко (с перерывами). Умер 11 сентября 1974 г., Киев (УССР). Похоронен на Байковом кладбище, 9-й участок (Киев).

   Основные театральные роли: Бублик, Долгоносик («Платон Кречет», «В степях Украины» А. Корнийчука), Пененжка («Мартын Боруля» И. Карпенко-Карого), Лещ («Последний» М. Горького), Оверко («Фараоны» А. Коломийца), Распер («Делец» В. Гозенклявера) и др.

     Николай Яковченко – блистательный украинский актер театра и кино.  Вживую на сцене его видели исключительно наши дедушки и бабушки, ну, и некоторые папы и мамы. А вот что касается кино, уникальный комедийный актер Николай Яковченко наиболее известен нам всем по следующим ролям в любимых фильмах:
              Прокоп (отец Прони) – фильм “За двумя зайцами”
              Товарищ “Лопата” – фильм “Королева бензоколонки”
              Пацюк – фильм “Вечера на хуторе близ Диканьки”
              Кодрат Перепелица – фильм “Максим Перепелица”

    Яковченко любили не только зрители, но и обычные люди. Когда он выходил со своей собакой Фанфаном погулять по площади Франко, его сразу же окружала толпа детей, которые ходили за ним. Можно было услышать: 

— Николай Федорович, а что ест Фанфан? 

— Фан-фан — умная собака, он все жрет, даже гвозди (хохот детей). 

    Развеселить людей, поддержать настроение — было его любимым занятием. Актером он был не только на сцене, но и в жизни. Там, где Яковченко, — там много людей, там — смех.
Жизнь не баловала Мастера. У него рано умерла жена, актриса Татьяна Яковченко, и оставила ему двух маленьких дочек -- Ирину и Юнону. Ирина тоже рано ушла. Юнона (актриса Театра им. И. Франко) очень заботилась об отце. Он всегда был ухожен, аккуратно одет. Дочь очень беспокоило, что отец злоупотребляет спиртным, и она, уходя из дома, прятала его брюки. Иногда находчивый Яковченко выходил из положения, попросив брюки у соседей. 

   Беспокоило это и администрацию театра, и актера несколько раз чуть не уволили. Однажды за него просил Дмитрий Гнатюк, который очень любил Яковченко и до сих пор талантливо его пародирует. Как-то, увидев Дмитрия Михайловича и подбежав к нему, Яковченко выпалил: 

-- Все! Завязал! Не пью! Амба!.. Но с тобой выпью с большим удовольствием. 

    Но даже подвыпивши, Николай Федорович никогда не был агрессивным. «Последний из могикан» украинской сцены был человеком добрым, спокойным и сердечным. 

    Владимир Михайлович Дальский, коллега и товарищ актёра,  рассказывал: «Выпивоха он был тяжелый. Перед тем как выпить, закрывал глаза, дважды подносил рюмку ко рту, кряхтел, отворачивался, лицо краснело. Наконец, выпивал, и лицо его превращалось во что-то неописуемое, вроде смолы горячей выпил». 

-- Зачем же вы пьете, если так тяжело? -- спрашиваю. 

-- Что вы мне такие аматорские вопросы задаете? Я же профессионал! Наливайте, -- отвечает. 

-- Давайте закусим. 

-- Какой вы невоспитанный человек. Разве после первой закусывают? 

И пошел разговор. А рассказчиком он был великолепным».


    Если нужны были деньги, Николай Федорович брал свою гитару и шел на концерт. Перед выходом на сцену смотрел на себя в зеркало, хлопал по физиономии и повторял: «Кормилица моя».

    Однажды Николай Яковченко вышел зимой в магазин за бутылкой (из песни слова не выкинешь) в… домашних тапочках и халате. А навстречу ему коллега по театру, одетый более традиционно для холодного времени года -- в шубе и шапке. Увидел он Яковченко и улыбается: «Николай, как дела?» Яковченко не остановился, а только, стуча зубами от холода, бросил через плечо: «Летом, летом поговорим».
    И хотя Николай Яковченко играл в основном комедийные роли, он мечтал сыграть Отелло и даже читал своим друзьям монологи. В кино актеру все же удалось исполнить драматическую роль в фильме "Дед левого крайнего", однако это был его последний фильм.  Это была, пожалуй, единственная серьезная роль классического комика. И кто знает, если бы не его уход из жизни, а умер он в 1974 году от перитонита, может быть, и раскрылся бы еще больше драматический талант актера. Он и умер достойно, как настоящий артист. Когда его вели на операцию, Николай Яковченко сказал: «Клоун идет на манеж» -- и пошел на смерть.

   К 100-летию со дня рождения великолепного комедийного актера в 2000 году в Киеве  на площади Ивана Франко, напротив театра им. Ивана Франко, где долгие годы служил актёр, был установлен памятник Николаю Яковченко - старый артист сидит на лавочке, а у его ног расположился его любимый пес - такса по кличке “Фан-Фан”.

При подготовке материала информация взята с сайтов:

http://www.day.kiev.ua/174192/ 

http://www.zn.ua/articles/26304?section=newspaper#article 

http://fakty.ua/111731-akter-nikolaj-yakovchenko-pered-vyhodom-na-scenu-hlopal-sebya-po-fizionomii-i-povtoryal-quot-kormilica-moya-quot 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%DF%EA%EE%E2%F7%E5%ED%EA%EE 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться