Золотой мусор Одессы [VI/9653]
Описание окружающей местности
"Да, проходят годы, желтеет пресса
И стареет в лужах моя Одесса.
Чудо-город, который давал всё сразу,
Помутился, как разум."
Выставка "Одесса навсегда", открылась в лит-арт салоне Одесского литературного музея 26 августа 2010 несет в себе и узнавание, и новизну. Автор выставки Исаев тасует город, как колоду карт, чтобы сложить роскошный пасьянс из улиц, лиц, ракушек, листьев, открыток, монеток и флажков. И, выворачивая наизнанку этимологию слова "пасьянс" – "терпение", он получает другое слово – "пассионарность", означающее "страсть", "энергетическое напряжение".
Основа выставки – инсталляции, для которых фотохудожник не пожалел ни старинных фотографий, ни антикварных предметов, ни даже вышедших из обращения в разное время денежных купюр. Собственно, и сама выставка – единая инсталляция, в которую вошли предметы из фондов музея, старинные столики, стулья, зеркала, подсвечники. И облитый золотом велосипед, подвешенный, как водится, высоко на стене, и пионерский горн, в котором еще не отпылала "Пионерская зорька", и… собственно, "весь этот золотой мусор, который мы так любим".
Каждая из инсталляций сама по себе – произведение искусства. Визуальная новелла, которую можно читать хоть европейским, хоть еврейским, хоть японско-китайским способом. То есть слева направо, справа налево, сверху вниз. Снизу вверх, кстати тоже. Точно также можно читать и единую большую инсталляцию – временная последовательность да и любая другая здесь неважна. Важна последовательность чувств.
Ностальгия, пронизывающая "Одессу навсегда" – вовсе не цель, а средство. Средство, не копирующее, но повторяющее Одессу. Исаев использует прием, позволяющий вызвать восхищение и удивление гармонией, порожденной эклектикой. Гармонией, которую не смогли уничтожить ни войны, ни погромы, ни постановления ЦК КПСС, ни последующие за ними уродливые прихоти дикого капитализма. Выставка-инсталляция повторяет город с той же степенью прихотливости, с какой человеческая память вдруг вызывает к жизни тот или иной эпизод из давнего или недавнего прошлого. Серия хитов, эмоциональных ударов, заключенных в работах Георгия Исаева, рассчитана на то, чтобы зритель любого уровня культуры смог снова и снова ощутить себя неотъемлемой частью уникального городского пространства существующего вот уже двести шестнадцать лет. Каждый может вместе с автором раскладывать его, как пасьянс, который, как ни тасуй, как ни перекладывай фотографии и предметы, непременно сойдется.
Сама выставка «Одесса навсегда» находиться в глубине итальянского дворика, украшенного клумбами и фонтаном в центре и продолжающего давнюю традицию одесских дворов, с их уютом и своеобразием. В 1995 году здесь начал создаваться Сад скульптур. Это – экспозиция под открытым небом, уникальный культурный объект, не имеющий аналогов.
Сад скульптур насчитывает ныне 13 юмористических скульптурных композиций работы современных скульпторов. Все они посвящены писателям, литературным героям и знаковым персонажам Одесского городского фольклора:
- «Герой одесских анекдотов Рабинович»
- «Антилопа Гну»
- «Памятник грядущему гению»
- «Сашка-музыкант»
- «Джинсовый Дюк»
- «Зеленый фургон»
- «Одесса-мама»
- «Одессит Миша» и другие.
Вся экспозиция Сада скульптур передает уникальный облик стоящей на древней земле, но неизменно юной Одессы, города, который впитал традиции великих культур и осветил их солнечной улыбкой.
Царит в истории сумбур,
До нас доходят только крохи.
Зато в порядке Сад скульптур,
Где перемешаны эпохи,
Где хронологии каюк,
И время катится по кругу.
Делить здесь лавры недосуг:
И Рабинович, Пушкин, Дюк -
В музее все равны друг другу.
Здесь неуместен пиетет,
Здесь каждый образ – образ вещий.
Скрипач, читатель и поэт-
Они в глазах потомков вечны!
Никто не подведет черту
В садово-творческом процессе.
Так разрастайся, Сад скульптур,
Веселый пантеон Одессы!
(Роман Бродавко)
http://museum-literature.odessa.ua/pbasic/lru/tb3/tp3/id101







