Описание окружающей местности

Николаевский костёл – одно из самых красивых сооружений Киева начала ХХ столетия, построенное в стилизованных готических формах с высокими стрелообразными шпилями. Костёл стал подлинным архитектурным шедевром столицы.

Строительство костела было начато в 1899 году. За основу проекта была взята конкурсная работа Станислава Валовского, которую существенно переделал Владислав Городецкий.

В те времена Европа увлекалась стилизацией под старину. Модных тенденций придерживался и Городецкий, поэтому костел обрел классические приметы готического стиля. Современники с увлечением описывали "...фасад, выдержанный строго в готическом стиле, украшенный двумя большими и одной маленькой башнями и богатой скульптурой, напоминая внешним видом знаменитую Votiv Kirche в Вене".

Вотивный (то есть Обетный) собор в австрийской столице возвели в память о 18 октября 1853 года – дне спасения императора Франца-Иосифа от покушения. Есть также воспоминания, что Городецкий, находясь в Вене, делал зарисовки этого собора. Его восхищение венским архитектурным творением ощущается в работе над костелом Святого Николая.

При строительстве костела, архитекторe таки довелось применить талант новатора. Грунты, где возводили костел, оказались влажными, и для их закрепления в фундамент вмонтировали бетонные набивные, изобретенные киевским инженером А.Э.Страусом. Тогда этот метод был применен впервые, после чего его стали широко применять в Европе. Не отказывались строители и от использования бетона и железобетона.

Бетон использовался также для отделки и создания искусственного камня, а если присмотреться, то в щелках здания можно заметить ящериц. Кстати, скульптуры изготавливали в мастерской Элио Сала. Вся эта "святая троица" – Городецкий, Страус, Сала – впоследствии создаст шедевр декадансового стиля – киевский Дом с химерами.

Храм возводили 10 лет на пожертвования частных лиц. В общем, на его сооружение было израсходовано 500 тысяч рублей. В конечном варианте, который мы видим сегодня, костел имеет крестообразную базилику в плане, две башни на главном, западном, фасаде, меньшую, третью – сигнатурку – небольшую башню над крестовиной с колоколом. Основное композиционное внимание сконцентрировано на западном фасаде – три портала, огромное витражное круглое окно-роза, над которым возвышается треугольный фронтон. А по сторонам рвутся в небо ажурные стрельчатые башни. Таким образом, Городецкий обогатил первоначальный проект Воловского. Теперь в Киеве трудно найти храм лучше костела Святого Николая.

В 1909 году костёл был освящён.

Костёл был закрыт и разграблен около 1933 года, духовенство подверглось репрессиям. В здании разместились склады. В 1943 году во время войны, храм сильно пострадал от артиллерийского обстрела, горел.

В послевоенные годы здание костёла было частично отреставрировано и перестроено под нужды Киевского государственного областного архива.

В 1978 году было принято решение Совета Министров УССР о создании в Киеве Республиканского Дома органной и камерной музыки и переоборудовании под концертный зал помещения бывшего Николаевского костёла. Одновременно с реставрацией проводилась и частичная реконструкция здания. С 1981 года Николаевский костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки.

Орган Киевского Дома органной музыки был специально создан мастерами фирмы «Rieger-Kloss» в городе Крнов в Чехословакии. При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами бывшего Николаевского костёла. У органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 миллиметров до 6 метров), сделанных из металла и дорогих пород дерева (использовалось чёрное и красное). Орган имеет широкую тембровую палитру и на нем с успехом исполняются произведения различных стилей и направлений от старинной музыки до современных авторов.

Римско-католическая община храма, сложившаяся в начале XX века, сильно пострадала во времена событий 1917 года, репрессий 30-50-х годов XX века и практически исчезла к середине века. Возрождение церковной жизни общины началось в конце 80-х годов XX века. С 1992 года в храме начали регулярно проводиться богослужения, чередующиеся по договорённости с концертной деятельностью Дома органной музыки. Однако само здание, внесённое в список сооружений не подлежащих возвращению религиозным объединениям, принадлежит государству. 25 июня 2001 года костёл посетил Папа Римский Иоанн Павел II

В советское время костел был в запустении. В 70-е годы прошлого века в костеле начались такие необходимые реставрационные работы. Была восстановлена узорчатая крыша из черепицы, а фасады облицованы керамической плиткой, что при Городецком за недостатком средств не довели до конца. Поставлен новый орган чешской фирмы "Ригер-Клосс". Так бывший римско-католический костел превратился в Республиканский дом органной и камерной музыки, созданный в 1978 году. Сегодня римско-католический костел возобновил свою первичную функцию и совмещает ее с культурно-художественной: в храме поочередно с церковной службой проходят концерты органной музыки.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться