Описание окружающей местности

     Киевская Кирилловская церковь – один из шедевров мирового искусства. Основана она была в XII веке на окраине Киева — Дорогожичах (здесь сходились дороги на Киев).  Церковь во имя св. Кирилла и Александра строилась после перехода на киевский стол в 1140-е годы черниговским князем Всеволодом Ольговичем на окраине города — в сельце Дорогожичи, откуда по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов и далее в Смоленск. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Расположив на месте нынешней Кирилловской церкви в Киеве стан своей рати, основатель Кирилловской церкви черниговский князь Всеволод Ольгович в 1139 году взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий киевский престол. Это было стратегическое место, на котором князь и поставил церковь-крепость.

      При Всеволоде Кирилловская церковь не была окончена. Поэтому сам князь, хотя и строил храм как родовую усыпальницу черниговских Ольговичей, был похоронен в Вышгородском Борисоглебском соборе. Однако его образ, вероятно, все же был запечатлен на стенах храма неизвестными мастерами - творцами фресковых росписей. На фреске "Кирилл учит царя" изображение последнего в полном парадном древнерусском княжеском одеянии 12 века скорее напоминает не царя - византийского императора, а древнерусского князя, которым мог быть князь-фундатор Всеволод Ольгович. На другой фреске, где изображен воин, его горделивая импозантная фигура говорит о том, что это не обычный воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусское княжеское военное облачение, а в чертах лица и фигуры святого угадывается намек на внешность основателя Кирилловского храма Всеволода Ольговича.

    Строительство храма Св.Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной - дочерью Мстислава Великого. Возможно, после смерти Всеволода Мария Мстиславна приняла постриг в Кирилловском монастыре под именем Агафья. Она была похоронена в основанном ею и ее мужем храме в 1179 г. А 27 июля 1194 г. во дворце загородней Кирилловской резиденции на 78-ом году жизни умер старщий сын Всеволода Ольговича - черниговский, а позже великий киевский князь, один из главных героев "Слова о полку Игоревом" Святослав Всеволодович, также похороненный в Кирилловской церкви. Последнее в домонгольской истории Кирилловского некрополя погребение - сына Святослава, черниговского и киевского князя Всеволода Чермного, датируется 1215 г.

       Изначально церковь представляла собой шестистолпный одноглавый крестово-купольный храм (знаменитого византийского вида), в основании которого стоит мощный четверик. Из украшений внешней стены присутствовал только аркатурный пояс, украшавший верхнюю часть периметра стен и барабан купола.

       После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. На протяжении четырех столетий после монголо-татарского нашествия о судьбе монастыря практически ничего неизвестно. Можно полагать, что в ХVI веке он существовал лишь номинально. В 1605 году "запустелую и заваленную" святыню взялся отстраивать Василий Красовский. Тогда было обнаружено, что из ее главного храма украдены мраморные плиты княжеских саркофагов — ходили слухи, якобы какой-то польский шляхтич возвел себе из них баню. 

Спустя почти полстолетия монастырь пострадал от войск Януша Радзивила, но когда его послушником стал Дмитрий Ростовский (1665), культсооружения были отремонтированы. Следующие же масштабные работы в Кирилловской обители провел после пожара 1734 года архитектор Иван Григорович-Барский. В частности, в 1768-м перестроил Кирилловскую церковь, рядом возвел колокольню и два корпуса келий, а монастырь окружил стеной с четырьмя башнями.

     Но все старания архитекторов и служителей церкви оказались напрасными: вследствие секуляризации (отчуждения церковных земель в госсобственность) в 1786 году Кирилловский монастырь прекратил свое существование, а на его территории начала действовать богадельня. Большинство из строений последней сохранились до наших дней — ими пользуется психоневрологическая больница им Павлова, которую частенько называют Кирилловской.
     Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством киевского мастера Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.

      Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой (вот координаты N 50*28,950  E 30*28,350 ), а колокольня была снесена уже в советское время.
      Тогда центральному и боковым куполам придали распространенную на тот период грушевидную форму, а стены украсили лепкой. Так Кирилловская церковь стало отменным образцом украинского барокко. В XVIII Кирилловский монастырь был упразднен по приказу Екатерины II. А в 1860 г под поздней штукатуркой были обнаружены уникальные фрески росписи 12 века!!! С того времени были обследованы и обнаружены 20 погребений под полом церкви, 800 кв. метров фресок. Стены Кирилловской церкви покрыты живописью — фресками XII века, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами росписи XVII века и масляными работами XIX века на участках, где фрески не сохранились.  Кроме того, в соборе сохранились и масляная живопись XVIII - XIX века, среди которой особо выделяются работы великого русского художника Михаила  Врубеля.

Из росписей XVII века в Кирилловской церкви сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником украинской портретной живописи того времени. Среди масляной росписи в Кирилловской церкви, выполненной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы известного русского художника Михаила Врубеля. В 1884 году были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.
   
         В этих росписях Кирилловской церкви в Киеве проявился его могучий талант монументалиста и новатора-колориста. Одно из самых сильных его произведений в храме — „Сошествие святого духа", занимающее свод хор. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Здесь же на хорах Кирилловской церкви М. Врубелем исполнены "Ангелы с лабарами", полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А. Прахова, М. Врубель написал в Венеции иконы „Афанасий", "Христос", "Кирилл" и "Богоматерь". Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством. Наиболее удалась художнику в Кирилловской церкви «Богоматерь». Эта икона-картина стоит в ряду лучших  женских образов, созданных Врубелем. 
     В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником.

Информация использована со следующих источников:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилловская_церковь

http://www.stejka.com/rus/kievskaja/kiev/dostopr/kirillovskaja_cerkov/

http://blog.i.ua/community/360/501093/ 

     Полезная информация:
Адрес: г. Киев, ул. О. Телиги, 12-б. Тел.: (044) 468-11-26, 417-22-68
Режим работы: 10:00-17.30, вых. - Пт.
Вход в музей-церковь: 10 гривен, а дети-школьники-студенты - 5 гривен.

ВНИМАНИЕ: Посещение Кирилловской церкви в солнечный день оставит более яркие впечатления. Проверено! При ярком солнечном свете древние  фрески выглядят потрясающе! До полудня ярко выглядят росписи в нижней части храма, а после полудня - в верхней.

 Фото и видеосьёмка в храме запрещены!

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться