Описание окружающей местности

 

     «… В тот роковой день 12 сентября 2001 года события развивались совсем неспешно и не тревожно. Формально задание, полученное экипажем в составе лётчиков-испытателей Олега Щепеткова и Александра Бесчастнова, относилось к высшей категории сложности: разгон до максимально допустимой приборной скорости. Самолёт «Гжель» - среднеразмерного пассажирского класса, с одним турбовинтовым двигателем. На нём уже была проведена большая часть сертификационных и прочностных испытаний, в том числе и на максимальные перегрузки, и поэтому никаких чрезмерных опасений этот полёт не вызывал. Впрочем, за неторопливыми движениями и внешне спокойной подготовкой к полёту у умудрённых многолетним профессиональным опытом двух друзей-испытателей стояла вошедшая в привычку вдумчивость и сосредоточенность. Они предусмотрели целый ряд мер безопасности: перед полётом прошли тренаж по вынужденному покиданию машины в аварийной ситуации, уже в полёте начали выполнение разгона с заведомо большей высоты - с запасом.

     Именно этот запас стал бесценным для них, когда в крайней точке разгона вдруг произошло разрушение руля высоты: без лишней суеты экипаж проделал все возможные манипуляции, чтобы убедиться в невозможности посадить самолёт. Было принято решение покидать самолёт, доложено по радио… Первым ушёл Олег…

     Эх, Саня, Саня, ну почему же у тебя не вышло выпрыгнуть следом за Олегом?! …

     Достоверный ответ на этот вопрос нами получен уже не будет никогда! Лишь с большой долей вероятности можно представить то, как уже с потерявшего весь запас высоты самолёта ты вдруг отчётливо увидел внизу плотную застройку частных домов, не значащуюся на полётных картах… И на остатках управляемости стал уводить падающий самолёт в чистое поле…»

(Александр Гарнаев «Прощаясь с Сашей Бесчастновым…»)

 

     Бесчастнов Александр Георгиевич - Герой Российской Федерации (9.07.2002), Заслуженный лётчик-испытатель РФ (18.12.1997), Заслуженный штурман, старший лейтенант.

    Родился 14 апреля 1957 года в городе Иркутск.

    В армию призван с 1974. В 1978 окончил Качинское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1985 - в запасе.

    В 1986 окончил Школу лётчиков-испытателей.

    С июля 1986 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ, инструктор ШЛИ.

    Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях и тяжёлых самолётах по тематике института.

    В начале 90-х в ЛИИ образовались две пилотажные группы «Летчики-испытатели» - на МиГ-29 (два 9-13, С.Н.Тресвятский - А.Г.Бесчастнов) и на Су-27 (пара А.Н.Квочур на Су-27П - В.А.Логиновский на Су-27УБ). В 1993 в составе пары МиГ-29 (борта №8 и №26) Бесчастнов выступал на авиашоу CIAF 1993, Градец Кралове, Чехия. Через неделю - 24 июля, эта пара выступила на авиашоу в честь 75-летия британских ВВС.

    Во время выполнения комплекса высшего пилотажа на авиабазе Фэйрфорд (Великобритания) произошло столкновение в воздухе двух МиГ-29.

    ...Программа показательного полёта подходила к концу и, выполняя двойную петлю, пилоты не рассчитали точку сближения в нижней её части и самолёт Тресвятского ударил крылом по закабинной части фюзеляжа самолёта Бесчастнова. После чего самолёт Тресвятского потерял консоль крыла, а самолёт Бесчастнова переломился на две части и сильно загорелся. Оба пилота вынуждены были немедленно катапультироваться. Тресвятский успел оценить, что самолет, потерявший управление, падает за пределы аэродрома. Бесчастнову же ничего не оставалось как покинуть сильно поврежденную кабину через 3 секунды после столкновения. Обоим пилотам удалось благополучно покинуть самолёты и опуститься на парашюте. Самолёт Тресвятского упал в нескольких километрах от аэродрома на поле, а горящий МиГ-29 Бесчастнова упал на территорию аэродрома с реальной угрозой для жизни стоящих внизу людей, но к счастью ни кто не пострадал.

     Оба пилота остались целы несмотря на всю серьёзность столкновения и были выписаны из больницы через два дня. Летчиков признали виновными в катастрофе и потом долго не допускали к полетам.

     Только через несколько лет Александр Бесчастнов смог доказать, что его списывать рано.

     Участвовал в испытаниях М-55. В 1997-99 гг. выполнял полеты на М-55 «Геофизика» по международным программам исследования верхних слоев атмосферы. Cовершил сложнейшие перелеты, в том числе в Аргентину, на Сейшельские острова. В одном из перелетов на М-55 Александр Бесчастнов, пересекая одну из стран Ближнего Востока, получив команду на посадку в этой стране, не выполнил ее и продолжил полет по маршруту, а истребители, поднятые по тревоге, не успели справиться с задачей перехвата.

     Осенью 2000 г. в ЛИИ вместе с летчиком-испытателем Героем России А.Ю.Гарнаевым участвовал в проведении летного эксперимента в рамках расследования причин авиакатастрофы Як-40 9 марта в аэропорту Шереметьево-1, когда погибли журналист Артем Боровик и бизнесмен Зия Бажаев. С помощью летчиков-испытателей специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что Як-40 разбился по вине пилота и из-за халатности руководства компании «Вологодское авиапредприятие»: в целях экономии в компании практиковались взлеты с недовыпущенными закрылками.

     Погиб 12 сентября 2001 года при выполнении испытательного полёта на М-101Т «Гжель».

     Александр Георгиевич жил в городе Жуковский Московской области (на доме по ул. Гагарина установлена памятная табличка).  Похоронен в поселке Островцы Раменского района Московской области.

     Награждён медалями.

     9 июля 2002 года А.Г.Бесчастнову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

     На месте гибели А. Бесчастнова установлен памятник в виде стабилизатора от Миг-29.

 

 

Источники:

http://www.testpilot.ru/review/isp/beschastnov.htm

http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/852

http://www.airwar.ru/enc/la/m101t.html

http://crown-airforce.narod.ru/technics/gzhelka.html

http://www.testpilot.h14.ru/russia/nii_vvs/pilots/shchepetkov.htm

http://www.testpilot.ru/memo/90/beschastnov.htm

 

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться