Описание окружающей местности

Есть на Южном берегу Крыма, неда­леко от Ялты, у подножия скалы Ставри-Кая место, где собрались ска­зочные герои, которых вы знаете и люби­те с детства и с которыми не спешите расставаться, когда взрослеете. Это зна­менитая «Поляна сказок», одна из самых популярных достопримечательностей Южного берега Крыма.

Тем, кто бывает в этом светлом и гар­моничном сказочном мире, не верится, что в его предыстории были драматичес­кие, почти трагические страницы. И мы перелистаем эти страницы, рассказывая об основателе «Поляны сказок» Павле Пав­ловиче Безрукове...

П.П.Безруков родился в 1890 г. в горо­де Ейске. По словам знавших его, с юных лет он полюбил поэзию А.С. Пушкина и остался верен этой любви до конца своих дней. Даже дочерей назвал «пушкински­ми» именами - Татьяна и Ольга.

В 20-е годы, когда на полуострове окон­чательно установилась Советская власть, П.П. Безруков впервые посетил его. При­ехать в солнечный Крым молодого чело­века заставила болезнь, по тем временам практически неизлечимая, - туберкулез горла. К удивлению врачей, лечивших его, недуг постепенно отступал. По словам самого Павла Павловича, лучше он чувствовал себя не на берегу моря, а у подножия гор, где воздух на­сыщен фитонцидами, и после несколь­ких визитов в Крым, он окончательно поселился на лесной поляне под скалой Ставри-Кая.

Приглядываясь к причудливым пням и корягам, к замысловато изогнутым суч­кам, он стал видеть в них сказочные су­щества. Непреодолимое желание показать их людям заставило его взяться за резец. Так Павел Павлович открыл в себе та­лант художника. «В моем случае, - говорил Павел Пав­лович, - художником была сама природа, мне оставалось только слегка подправить ее, чтобы высветить тот или иной образ...» Именно этот принцип лежит в основе направления скульптуры, называемого фло­ризмом (от латинского слова «флора» ­растительный мир).

После войны Павел Павлович вернулся из эвакуации на свою поляну. Годами он, почти в одиночку, - иногда ему помогали дочери Татьяна и Ольга, - создавал удиви­тельный мир сказочных персонажей в ос­новном на темы русских народных и пуш­кинских сказок. Поляна превратилась в своеобразный музей флористической скульптуры под от­крытым небом.

В 1960 году «Поляна» была открыта. Посмотреть необычный музей приходили не только ялтинцы. По всему полуостро­ву шла молва о народном умельце. Тури­сты и отдыхающие, наслышанные об уди­вительном мастере, в одиночку и целыми группами посещали его «Поляну». Доброе письмо в поддержку творчества Павла Павловича прислал выдающийся скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. И вдруг поступило распоряжение уб­рать этот самодеятельный музей, а Безру­кова выселить из Ялты.

Спустя десятилетия трудно отыскать причину, по которой местные власти ре­шили уничтожить «Поляну». Может, им надоели настоятельные просьбы Павла Павловича заасфальтировать дорогу, по которой к его «Поляне» добирались по­сетители. Есть и другая версия. По Ялте был пущен слух, что на «Поляне» нашли вра­жескую радиостанцию. Ларчик открывался просто. Однажды радиостанция «Свобода» выступила с не­большим сообщением о том, что близ Ялты некий резчик по дереву создал из коряг и пней фантастический уголок на темы пуш­кинских сказок, а местные власти, мол, ему ни в чем не помогают. Для тех времен - а шел 1970 год, ­ этого было вполне достаточно, чтобы го­родские власти, применив силовые мето­ды, вывезли все скульптуры, а самого ху­дожника выслали из Ялты. От сказочного уголка осталось голое место.

В московском журнале «Журналист» по­явилась разгромная статья о работах П.П.Безрукова. Суть сводилась к одному: ан­тинародно, антихудожественно. Восстановить «Поляну» не помогло и личное письмо Безрукова к тогдашнему Председателю Совета Министров СССР АН. Косыгину. Однако голоса в защиту «Поляны» звучали всё настойчивее. Выступили «Ли­тературная газета», «Комсомольская правда», не умолкала общественность города: местные жители, журналисты, художники, просто знакомые Павла Павловича.

Теперь нам остается только удивлять­ся: кому мешал резчик по дереву, народ­ный умелец, талантливый человек? Кому мешал Мастер? 

По решению областного управления куль­туры «Поляна сказок» была создана вновь и открылась для посещения 1 августа 1970 года. Теперь можно только догадываться, что соответствующее распоряжение было «спущено» по решению на самом высо­ком уровне -  в Москве. К слову, года три спустя АН. Косыгин в сопровождении небольшой свиты побы­вал на новой «Поляне сказок», выслушал небольшой рассказ экскурсовода и, не про­ронив ни слова, удалился.           

Для создания первой экспозиции были привлечены в основном скульпторы-профессионалы Симферополя и Ялты. Их работы и сейчас составляют основу некоторых тематических разделов современной экспозиции Л.С. Смерчинский, который все свое творчество посвятил созданию героических образов советских воинов специально для «Поляны» изваял одно из самых монументальных произведений «Иван- крестьянский сын», где богатырь, олицетворяющий силу русского народа, попирает побежденного и поверженного шестиглавого змея. Эта патриотическая тема затем найдет свое прододжение в таких же величественных и монументальных работах заслуженного художника РСФСР Ялтинского скульптора Шмагуна И.П. - «Святогор», «Боян», «Стражи» (1976г.). Музей создавался прежде всего для детей, поэтому образы наиболее любимых детьми сказок были воплощены в скульптурах. Выполненные в твердом материале (бетон, диоритовая и мраморная, крошка, медь) они хорошо сохранились до настоящего времени. Детей радует встреча с Буратино (Смерчинская И.), Доктором Айболитом (Журавлев Д.), Василисой Прекрасной (Солощенко Н.), Тремя поросятами (Максименко Е.) и Тремя медведями (Алещенко Ф.) и другими героями сказок.

Постепенно популярность «Поляны» росла. Уже в середине 1970-ых годов огромные очереди выстраивались у кассы: небольшая «Поляна» не могла вместить сразу всех желающих. Был разработан четкий график приема посетителей: через каждые 5 минут группа организованная у кассы, в сопровождении экскурсовода входила на «Поляну». Сейчас в архиве музея хранятся отпечатанные типографским способом «Графики экскурсий по «Поляне сказок», где на каждые пять минут предусматривалась запись очередной экскурсии. А так как первая группа в зимний период входила в 9.00ч. утра, а последняя в 17.15ч. (продолжительность экскурсии 45 минут) -то в день «Поляна» принимала до 99 групп. Летом прием экскурсионных групп увеличивался на 3 часа, таким образом, в день могло проходить до 130 экскурсионных групп. В среднем от 2 до 2,5 тыс. ежедневно посещало «Поляну» в летний период. Конечно, этот «музейный бум» свойственный концу 1970-х - началу 1980-х годов ушел в прошлое, но и сейчас посещаемость «Поляны» большая – в среднем в год музей посещает 150 тыс. посетителей.

Скульптурные произведения стали по­ступать из Симферополя, Киева, Житоми­ра, Москвы и Первоуральска. В создании экспозиции «Поляны сказок» принимали ак­тивное участие и ялтинские художники. В настоящее время на «Поляне сказок» насчитывается свыше 200 экспонатов, пред­ставляющих творчество 47 авторов.

Уникальность «Поляны», главное ее отличие от других музеев, заключается в ее удивительно красивом местоположении: в лесу, на северо-восточном склоне горы Могаби. С поляны открывается прекрасный вид на обрывистые склоны главного хребта Крымских гор, на водопад Учан-Су, скалу Ставри-Кая. Эта красота окружающей природы является мощным положительным энергетическим и эстетическим фоном, придающим «Поляне сказок» необычайную привлекательность

Музей прежде всего рассчитан на детскую аудиторию. Поэтому помимо традиционной экскурсии, проводимой в музее, в нее включено представление с живой Бабой Ягой, а в летний период функционирует летний театр, где можно каждый час увидеть представления клоунов, пиратов, русалочек, а также кукольный спектакль. 

Источники: В.В.Уткин. Поляна Сказок. Симферополь, 2004 г.

http://www.polyana-skazok.org.ua/index.php?go=Content3

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться