"Егорий в Капустине" [TR/7229]
Описание окружающей местности
Верстах в 12 от Лопасни, к юго-западу от неё, в небольшой котловине, по которой протекает речка Темна, лежит селение с небольшой деревянною столетнею церковью и пошатнувшеюся на бок колокольнею - это село Капустино, по писцовым книгам известное ещё в 1598 году. Окрестности его с селениями, близ него лежащими, замечательны в том отношении, что 600 лет тому назад они составляли местность, известную в наших исторических актах под именем Темны.
В духовном завещании Великого Князя Ивана Даниловича Калиты (1328г.) при исчислении волостей и сёл, которые должны были составлять наследственную часть сына его, Князя Андрея Ивановича, Темна упоминается наряду с другими местностями нынешних уездов: Серпуховского, Подольского, Московского (Собрание Государственных Грам. и Дог. т.1, №21).
В последствии, в XVII столетии, волость Темна стала называться Теменским Станом.
В этой-то, имеющий историческую известность, местности несколько столетий тому назад угодник Божий Святой Великомученник и Победоносец Георгий благоволил явить знамение тайного своего присутсвия. Сохранилось предание, что на Темне проживал некогда какой-то татарский мурза. Был ли крещён он, или нет – предание не говорит, но вот, что случилось: Однажды люди его, работая в капустных грядах, нашли Образ Святого Великомученника Георгия. Икону перенесли в церковь какого-то соседнего села, но через несколько дней она опять оказалась на прежнем месте. Явление это, говорит предание, повторялось несколько раз, пока наконец мурза не построил храма во имя Святого Великомученника Георгия Победоносца. С тех пор село стало называться «Егорием в Капустине» - так оно зовётся и до сех пор.
Событие, о котором говорит предание, может относиться к концу XV или началу XVI столетия, то есть к тому времени, когда Серпухов с окрестными местами действительно находился у татарских царей во владении на поместном праве. Так было 1497 году, когда Серпухов, Кашира и Хотунь были отданы Великим Князем Иваном III в поместье казанскому царю Мегмет-Аминю (Соф.Врем, т.II, 254) и в другой раз в 1531 году, кода Серпухов с Каширою был отдан Великим Князем Василием Ивановичем казанскому царю Шиг-Алею (Кар.т.VII, 95). Цари казанские владели данными им поместьями, конечно, через доверенных лиц, через приказчиков; таким приказчиком мог быть и тот мурза, который по преданию жил на Темне.
Есть ещё одно обстоятельство, которое преданию об обретении иконы Святого Великомученника Георгия придаёт достоверность. В нашем приходе с незапамятных времён существует обычай праздновать Святого Великомученника Георгия в первый день Петровского поста. Время этого празднования как у нас, так и у окольных жителей, известно под именем «Молящей»… Такое неопределённое название долгое время служило для прихожан предметом недоумения – что такое «Молящая» и откуда взялся обычай такого празднования? Припомнив предание, можно легко разъяснить недоумение. Позволительно думать, что при слове «Молящая» утратилось другое слово – «неделя». Если взять во внимание, что время необычного празднования Святого Великомученника Георгия совпадает с тем временем, когда действительно очень часто приходится начинать садку капустной рассады, то легко можно принять и поверить, что в старину действительно случилось что-либо подобное тому, О чём говорит предание. Древле благочестивый народ русский, поражённый и умилённый обретением иконы не в обычном месте, мог по усердию своему совершать молебные пения Святому Великомученнику Георгию Победоносцу в продолжении нескольких дней, что при стечении окрестных жителей предположить весьма естественно. На другой, на третий год чествование иконы молением повторилось и вот в устах народа сложилось название «Молящей недели»; затем слово «неделя» откинулось, как оно откидывается при названии седмиц: Вербной, Страстной, Святой… Несколько десятков поколений сошло в могилу и происхождение обычая праздновать Святого Великомученника Георгия при начале Петровского поста изгладилось из памяти местных жителей; прошло ещё несколько десятков лет и само слово «Молящая» стало непонятно.
Предание говорит, что основание первого храма в селе Капустине современно обретению иконы Святого Великомученнияка Георгия. Долго ли стоял этот первый храм – неизвестно. В 1774 году марта 17 дня священник села Капустина Иван Дмитриев и прихожане подали Преосвященному Феодосию Епископу Коломенскому и Каширскому прошение, в котором объясняли, что находящаяся у них «Церковь Божия построена в прошлых давних годах деревянным зданием, которая состоит уже в крайней ветхости, а ныне де они намерение имеют вместо вышеозначенной ветхой церкви, на том же месте, построить вновь, тем же именованием, церковь деревянным зданием, на которое строение и материалы лесные находятся уже в готовности.» На другой же день, 18 марта, просители получили храмозданную грамоту, и в том же году началась стройка, а в следующем 1775 году Церковь была уже построена.
В 1857 году было испрошено благоволение блаженной и свято чтимой памяти Высокопреосвященного Филарета Митрополита Московского на построение нового каменного однопрестольного Храма во имя Святого Великомученника Георгия Победоносца на кошельковую сумму, пожертвования прихожан и сбор доброхотных дателей. Прихожан при церкви Святого Георгия числится с небольшим 400 душ мужеского пола.
Проект храма был разработан архитектором Милюковым. Строительство храма велось медленно из-за недостатка средств. Дело пошло, когда по просьбе прихожан и священника И.Протасова, за него взялся благотворитель Д.М.Хутарёв. В 1887 году были освящены пределы, а в 1889 - главный храм. Его расписывал московский художник Д.А. Кулыгин на средства С.Е. Кочеткова. На освящение храма был приглашён Архимандрит Серпуховского Высоцкого монастыря Иннокентий.
В советское время храм был закрыт и разорён. В настоящее время храм восстанавливается.
Источники:
http://www.toleration.ru/article/hram/
http://www.chehov-blago.ru/news/2009-04-09-223
http://vozglas.ru/?id=12&sid=0&rid=0&urid=0&pid=60&iid=278
http://www.chehov-blago.ru/news/2009-04-09-223





