Порт Байкал (КБЖД) [TR/704]
Основатель тайника и/или администрация сайта считают, что тайник временно не действует.
Тайник находится в архиве (вне игры)
Описание окружающей местности
Древнейшие известные на территории Порта Байкал человеческие поселения относятся ко времени, когда на этой территории жили эвенки. Известны две их сезонные промысловые стоянки, напротив истока Ангары и в пади Баранчик. Сам посёлок ведёт свою историю с начала XX века, когда строящийся Транссиб от Иркутска дотянулся до Байкала и возникла необходимость в крупной перевалочной базе с железнодорожного транспорта на водный. Тогда, как говорят местные жители - "при царе" и возник непосредственно порт и посёлок при нём.
Своеобразие поселка обусловлено, в первую очередь, рядом географических особенностей: это и берег Байкала, и берег Ангары, и рельеф местности. Строения расположены на узкой полосе берега вдоль железной дороги и внутри четырех распадков. Самый большой и разветвленный называется местными жителями "Баранчик" (говорят, что слово произошло от эвенкийского слова "баранчук", но что оно значит - сейчас уже никто не помнит), другой, узкий и длинный, именуется "Щелка". Ещё два выходят на берег Ангары. Горный рельеф очень сильно затрудняет как земледелие, так и скотоводство - почти нет мест для огородов, покосов и выпаса скота. Иногда кто-нибудь пытается устроить на склоне горы "террасы", на которые завозится земля, но это в основном дачники. Огороды местных жителей часто неухоженные или вовсе заброшенные, их не рассматривают как источник существования.
Несмотря на то, что поселок выходит как на берег Байкала, так и на берег Ангары, ни одной набережной нет. Это также подчеркивает отличие Порта Байкал от расположенной на другой стороне истока Ангары Листвянки, где есть и набережная, и большая торговая площадь, и туристы, в том числе иностранные, и доход от них. Несмотря на то, что от Порта Байкал её отделяет только исток Ангары, который легко пересечь на пароме, Листвянка выглядит гораздо более благоустроенной, ухоженной и успешно развивающейся. Основная причина отличия видится в том, что в Листвянку гораздо проще попасть из Иркутска по хорошей автодороге или - летом - на теплоходе.
Дорог в городском понимании этого слова в Порту Байкал нет. Главной улицей является железная дорога, и многие местные жители используют разного рода дрезины и тележки в качестве транспортных средств для перевозки грузов. Вверх по распадкам проложены улицы и по ним даже ухитряются ездить автомобили, но эти улицы даже не представляют собой ровно поднимающиеся поверхности, кроме того, почти по каждой из них бежит сверху ручей.
Общий вид поселка - это резкий контраст ухоженных дач с запущенными и разваливающимися старыми домами, прекрасных видов природы с ржавыми кранами в порту…
Порт Байкал неразрывно связан с историей строительства КБЖД (КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
Аналогов Кругобайкалке нет в мире. Это - уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии.
О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных:
тоннелей - 41 (сохранилось 40: 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки (сейчас используется 38) и еще один - восточнее Слюдянки), каменных галерей - 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей - 3, мостов и виадуков - 248, подпорных стенок - 268, памятников архитектуры - 172.
Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.
Использовалась информация:
http://kbzd.irk.ru
От себя добавлю,
поселок интересен тем, что добраться туда на машине практически невозможно, есть только узкоколейка, по которой проходит всего 3-4 поезда в неделю. Самое распространенное средство сообщения паром Порт Байкал-Листвянка (берет и автомобили) , которые расположены на берегах Ангары в месте ее выхода из Байкала. Проплывая на пароме, можно увидеть знаменитый Шаман-камень.
Сейчас поселок достаточно хорошо развивается, появляется новые гостиницы, например в гостевом дворе «Яхонт» приятно удивил отличный сервис и разнообразные виды активного отдыха (сани, велосипеды, зимний дайвинг…).Если пройти около 2-3 км за поселок можно увидеть первый туннель КБЖД.