Тюменский "БАМ" [VI/4925]
Описание окружающей местности
«Там, где во всю цвела вода -
Проложена дорога.
”Нас догоняйте, поезда”
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень-Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.»
При строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали использовались самые современные на то время технологии строительства в условиях вечной мерзлоты и сложных болотистых грунтов. Их успешное и быстрое применение во многом обязано тому факту, что незадолго до БАМа эти технологии прошли «боевое крещение» на другом масштабном строительстве – в Западной Сибири.
История железной дороги Тюмень-Сургут-Уренгой и ее ответвления к Нижневартовску сейчас незаслуженно забыта и материалов по ней почти не найти, хотя масштабы привлечения сил и средств на то время не имели аналогов в стране. Новая железная дорога была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, и в Западную Сибирь съезжались сотни студенческих отрядов со всех концов страны.
После геологических изысканий, к началу 1960-х годов стало ясно что север Западной Сибири содержит в своих недрах крупнейшие в стране и одни из крупнейших в мире запасы нефти и газа. Но в отличие от степей Баку и Татарстана организовать добычу этих богатств здесь намного сложнее – никаких транспортных путей кроме рек на территории нет.
Для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север, «нанизав» на себя районы основных месторождений. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск.
Летом 1966 года строительство началось. Довольно быстро были преодолены лесостепные районы от Тюмени до Тобольска, и 26 октября 1967 года на левый берег Иртыша пришел первый поезд. Первая из двух значительных водных преград была преодолена меньше чем за два года, и 29 марта 1969 г. Тобольск услышал гудок тепловоза.
Участок Тобольск-Сургут проходит по таежной зоне с многочисленными болотистыми участками. Строительство здесь замедлилось. Кроме того, на трассе находился самый сложный и дорогостоящий объект дороги – комплекс мостовых переходов через Обь и ее протоки. Праздник на улицах Сургута - старинного городка, получившего новую жизнь, состоялся 5 августа 1975 года. 14 ноября 1976 года первый поезд пришел и в Нижневартовск.
Но открытие движение по 913-километровму участку к нефтяным месторождениям – это лишь часть проекта. На очереди газовые месторождения Уренгоя. От небольшого разъезда Ульт-Ягун, что за Сургутом, рельсы двинулись на севера. Уже 20 мая 1978 г. на станцию Ноябрьская, около которой вырос Ноябрьск - один из самых молодых городов России, пришел первый поезд. 22 апреля 1980 г. линия была доведена до Пуровска, 29 декабря того же года – до Старого Уренгоя, где вышла на трассу заброшенной в 1953-м сталинской 501-й стройки. В этом месте, на 577 километре от Ульт-Ягуна возник поселок, который чуть позже получил имя одного из строителей – Коротчаево.
От Коротчаево до Нового Уренгоя и далее на Пангоды-Надым дорога повторяет трассу 501-й стройки, иногда используя ее насыпь. В 1981 году движение открыто до Нового Уренгоя, в течении второй половины 1980-х годов постепенно открывались для рабочего движения участки по «сталинской дороге» до станций Пангоды и Старый Надым, а также новый участок Новый Уренгой-Ямбург – на берег Обской губы.
Всеобщий развал 1990-х не очень сильно затронул этот край – Западная Сибирь стала одной из основ экономики России. Однако средств на транспортное строительство выделялось мало, и все участки дальше Коротчаево так и остались принятыми только в рабочую, но не в постоянную эксплуатацию. К концу века пришлось из-за плохого состояния пути все пассажирские поезда на Новый Уренгой укоротить до Коротчаево.
В начале XXI века на эту ситуацию наконец-то обратили внимание, и в 2002-2003 годах был проведен ремонт линии, построен вокзал в Коротчаево и начато строительство в Новом Уренгое. С 2003 года в Новый Уренгой снова ходят пассажирские поезда, но на участках в Ямбург и Пангоды ситуация пока еще сложная.
Железная дорога Тюмень-Сургут-Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края. Вслед за ней началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений. Сейчас можно сесть на поезд и меньше чем за сутки добраться из Тюмени в Сургут, население которого увеличилось во многом благодаря железной дороге почти в пятьдесят раз.






