Часовня Варвары [TR/4146]
Описание окружающей местности
Коккойла - это небольшая деревня в 17 км к юго-западу от Пряжи, притаившаяся на дороге, ведущей из Маньги в Каскеснаволок. Дорога эта грунтовая и часто непроезжая вовсе. Такова и Коккойла - необузданная, дикая и потому сохранившая первозданную красоту, которую нарушает лишь такая же исконная тяга быть в центре внимания – пусть и слабого и потаенного. Коккойла состоит из двух частей. На востоке, ближе к Маньге - небольшая её часть, Малая Коккойла.
Здесь разбросаны безо всякой правильности то тут, то там – дома, коровники и прочее хозяйство, ныне обустраиваемое двумя братьями-фермерами, развернувшими в глуши своё нелёгкое, но приносящее удовлетворение дело. Отсюда дорога через лесок приводит в Большую Коккойлу, в которой вдоль дороги по одной стороне протянулась череда изб, сначала - новых небольших домиков, а затем знатных настоящих старинных карельских изб. Они стоят свободно, на просторе, образовавшемся между дорогой и небольшим покатым полем, плавно поднимающимся к стоящему неподалёку лесу. А на другой стороне этого "простора", в лесу - поставлена Варваринская часовня.
Часовню видно сразу со всех концов Большой Коккойлы, и с въезда со стороны Каскеснаволока, и из окон старинных изб, и с места, где расступается лесок посредине всей Коккойлы. Она открывается как настоящая лесная часовенка, необходимая в такой глуши как непременный символ сохранения этих мест на века - в красоте и гармонии, в счастливом забвении и с неиссякаемой надеждой на будущее. Так и возвышается она над Коккойлой, маленькая, но значительная в своём незримом взоре на деревню, привлекающую своей живописной компактностью.
Часовня похожа на амбар с резным крылечком у западной стены, куда вынесена крытая шатровая колокольня на 6 столбцах. Над часовней и шатром колокольни – главка в виде еловой шишки.
Внутри часовни – храмовая икона святой Варвары (первая четверть XVIII века). Стиль иконы весьма своеобразен: очевидно, что художник знаком с иконописной школой и ему не чужды приемы мастеров петровского времени, но произведение его оригинально.
Варвара изображена по-светски красивой с пышными волнистыми волосами и в короне. Фигура задрапирована малиново-красным плащом, спадающим широкими складками вокруг сине-голубого хитона. Голова очерчена правильным овалом, черты лица также правильные. Весь облик полон благородства, что еще больше подчеркивает царственная осанка.
Часовня открыта, доступ на колокольню свободен.
В Коккойле также стоял великолепно сохранившийся амбар, построенный в 1892 году, принадлежавший Кипрушкиной. Амбар был перевезен на о. Кижи.
(c) Автор текста Иван Митин. Jпубликовано здесь.






