Описание окружающей местности

В 1904 году жители Верного (старое название Алма-Аты) обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию (Виноградову) с просьбой благословить сбор пожертвований для строительства церкви. В то время в окрестностях города Верного, в горах, в небольшой деревянной келье жил блаженный Илия-угольник, всего себя отдавший молитве и богомыслию. Угольником он звался потому, что жег в горах осиновые угли, приносил их в город, продавал, а на вырученные деньги покупал скромное пропитание и снова поднимался в горы. Блаженным его прозвали за то, что приходил в город он всегда черный от угольной пыли, обвешанный железными банками, которые гремели на нем, когда он с мешком углей за спиной шел по улицам Верного.

Когда выбиралось место и изыскивались средства на постройку храма в честь святителя Николая, народ пошел к Илии услышать, что он скажет:

– Отец Илия, мы хотим строить церковь святителю Николаю. Что вы скажете?
– А где хотите строить?
– На Кучугурах, на Зубовской площади.
Подумал Илия и сказал:
– Стройте! Эта церковь до конца стоять будет!

14 декабря 1908 года храм во имя святителя Николая, созданный по проекту архитектора С.К. Тропаревского, был освящен епископом Туркестанским и Ташкентским Димитрием (Абашидзе), прославленным ныне в лике святых, как преподобноисповедник схиархиепископ Антоний.

Настоятелем в этот храм был назначен протоиерей Александр Скальский, бывший до этого настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте города.

После октябрьского переворота по всей стране нарастала волна гонений на Церковь Христову. В Семиречье шквал убийств и арестов начался с расстрела в 1918 году епископа Верненского и Самиреченского Пимена. Именно Никольская церковь стала в то время кафедральным собором Алма-Атинской епархии, где начал совершать архиерейские богослужения епископ Герман (Вейнберг). 

Алма-Ата была переполнена ссыльными, которые обращались за помощью к епископу Герману. Владыка Герман и священники Никольского собора понимали, что, помогая ссыльным, они навлекают на себя гнев «власть предержащих» и ожидали скорого ареста. 

Вечером 10 декабря 1932 года, когда служба закончилась, пришли красноармейцы и, громко ругаясь, начали стучать в окна и двери. Они вошли в комнату владыки Германа, который был готов к аресту.  Утром прихожане увидели, что церковь опечатана, хотели сорвать замок, но побоялись.

В храме разместили музей атеизма. С начала Великой Отечественной войны в церкви была устроена конюшня, а в подвале храма расположилась военная штрафная рота. Бывшие прихожане нередко наблюдали, как по настланным на высокое крыльцо церкви деревянным трапам в 6 часов утра военные выгоняли из церкви табун лошадей, в 8 часов вечера табун загоняли обратно. В алтаре и по всему храму стояли деревянные нары, на которых лежало сено, пол был завален навозом.

В это время в Алма-Ате не осталось ни одной действующей православной церкви. Верующие тайно собирались на квартирах для общей молитвы.

После Великой Победы, 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, и в 1946 году Никольский храм был передан общине верующих.

В то время некогда величественное здание собора представляло неприглядное зрелище - храм стоял без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней. Внутри не сохранилось ни иконостаса, ни икон, а лишь ободранные до древесины стены, кирпичная кладка подвала рассыпалась.

С этого времени Никольский храм стал кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии.

Почитать подробнее

https://nikolski.kz/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться