Балашиха авиационная [MS/35337]
Описание окружающей местности
Балашиха долгое время была пусть и не закрытым городом, но с определёнными ограничениями для посещения иностранными гражданами с большим количеством оборонных предприятий и военных частей. Много из советского оборонного наследия до сих пор функционирует. Но далеко не всё.
Раньше на территории Балашихи находилась Центральная авиационно-техническая база ведущая свою историю с 1918 года.
Ещё в дореволюционной России, когда создавались и испытывались летательные аппараты, в Москве появился склад авиационного и воздухоплавательного имущества. Позже его преобразовали в парк-склад. Дальнейшее развитие авиации предполагало наличие больших территорий для хранения имущества. Поэтому было принято решение о строительстве ещё одного склада в Балашихе.
Строительство Центрального авиационно-технического склада в Балашихе началось в 1932 году. Это была территория посёлка Новый Свет и бывшего конного двора хлопкопрядильной фабрики – большое поле с лесным массивом. Здесь возводились складские и вспомогательные помещения и жилые дома для будущих работников. Основные работы были завершены уже через три года. В основном все жилые постройки располагались в посёлке Орджоникидзе, несколько деревянных бараков были в посёлке Новый Свет.
На протяжении четырёх лет, начиная с 1936 года, коллектив склада по особым заданиям правительства, несмотря на расстояния, обеспечивал всем необходимым наши военные части. Дальние перелёты осуществлялись в период советско-японских пограничных конфликтов на озере Хасан, а также в локальном вооружённом столкновении с Японией на территории Монголии у реки Халхин-Гол, и в период войны с Финляндией. Снова всё снабжение шло из Балашихи, склад обеспечивал всем необходимым дальние перелёты и экспедиции, тактические учения и парады вооружённых сил страны.
В военное время авиационно-технический склад работал круглосуточно. Ежедневно авиационно-техническое имущество отправляли в войска до 200 автомашин, десятки железнодорожных вагонов и самолётов — на территории базы был небольшой аэродром, где приземлялись легкие самолёты. Все здания и склады тщательно маскировались. За весь период войны ни одна бомба не упала на эту территорию.
После войны работы прибавилось, на базе создавались новые отделы и склады — нужно было разобраться с техникой, поступающей с фронта. Здесь постоянно проводились учебные военные сборы и даже готовили механизаторов. На территории базы был вычислительный центр, большой гараж машин, пожарная часть, солдатский клуб на 400 мест со спортивным залом и библиотекой, кафе и даже подсобное хозяйство, где выращивали овощи и разводили свиней. Особое внимание уделялось благоустройству, территорию украшали фонтаны и каштановая аллея.
Войсковой частью №13815, в состав которой входила база, построены практически все дома в посёлке Орджоникидзе – от первых деревянных бараков до многоэтажных домов, социальные объекты — пионерский лагерь, школа, магазины, военторг, дом быта, где располагались парикмахерская, прачечная, химчистка, фотоателье, мастерские по ремонту бытовых приборов, часов, одежды и обуви, аптечный пункт.
После 1998 года многие работники базы и целые отделы были сокращены, перестали работать социальные объекты, пришли в негодность инженерные сети. Из благоустроенной территория превратилась в запущенную и неухоженную. В 2009 году на месте основных складских объектов военной базы были построены жилые дома нового микрорайона Авиаторов.
В память об авиационном прошлом, в центре микрорайона, на кольце, так называемой "Петле Нестерова" установили самолёт МиГ-19.
Источник: Большая Балашиха





