Описание окружающей местности

Самолет Су-27 — советский и российский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения. Оснащен двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами. Предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, в том числе и с применением ядерного тактического оружия. Является одним из основных самолетов ВВС России.

Первый полёт опытного Су-27 (Т10-1) состоялся 20 мая 1977 года.

На базе Су-27 создано большое количество модификаций, основные: Су-27, Су-27П, Су-27УБ, Су-27УБМ, Су-27СК, Су-27СМ, Су-27СМ3.

Истребитель Су-27 установлен на площади Промышленности ВДНХ в 2015 году в честь 70-летия Победы.

Самолёт построен в Комсомольске-на-Амуре в 1988 году. Первым местом его службы стал аэродром Бесовец близ Петрозаводска, но через несколько месяцев был перебазирован в Польшу, с 1992 летал уже в составе авиаполка, базировавшегося в Смоленске.

В 1996 году истребитель "переехал" на новое место службы - в состав прославленного 237-го ЦПАТ в подмосковной Кубинке. Впрочем, в составе пилотажных групп он никогда не летал.

Лётная эксплуатация самолёта прекратилась примерно в 2003 - 2004 - стал "донором". Так и стоял он под открытым небом больше десяти лет, а краска понемногу выгорала и слезала. Официально списан он был только в апреле 2015 года. 

Оптико-локационная станция по центру передней части кабины и торчащие из боковых стенок воздухозаборников антенны азимута СПО-15 "Берёза" намекают на то, что самолёт по составу бортового оборудования построен в варианте Су-27П для авиации ПВО (ныне такого рода войск не существует).

СПО-15 "Берёза" - станция предупреждения об облучении радиолокатором противника.

Также на истребитель навесили по два массовогабаритных макета ракет класса "воздух-воздух": средней дальности Р-27 и малой дальности Р-73.

В настоящее время в самолёте работает аттракцион виртуальной реальности – полёт на тренажёре самолёта Су-27 с настоящим пилотом.

Вы сможете примерить на себе роль настоящего боевого летчика-истребителя. Сделать осмотр самолета, проверить шасси, познакомиться с тактико-техническими данными, а также сделать пару прекрасных фотоснимков, надев на себя авиашлем и разгрузочный жилет. После чего подняться в кабину и занять место пилота, выполнив свой первый боевой вылет.

 Немного истории и теории:

История Су-27 началась с конца 60-х годов. В 1966-м США приступили к разработке тяжелого всепогодного истребителя четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle («Орел»), обладающего повышенной маневренностью и новыми системами управления вооружением.

Опыт воздушных боев во Вьетнаме показал несостоятельность применения истребителей F-4 Phantom II даже против устаревших советских МиГ-17, которые при энергичном маневрировании уклонялись от американских ракет, заходили «Фантомам» в хвост и расстреливали их из мощного пушечного вооружения.

В 1971 году в Советском Союзе была развернута программа разработки перспективного фронтового истребителя, который должен был по своим параметрам превзойти F-15. К теме были привлечены три советских авиаконструкторских бюро — Яковлева, Микояна и Сухого.

Один из создателей Су-27, авиаконструктор из КБ Сухого Олег Самойлович отмечал, что свои предложения по тяжелому перспективному фронтовому истребителю (ТПФИ) военные составили путем простого пересчета требований к F-15 с улучшением на десять процентов.

Самойлович писал: «Например, если дальность полета на высоте с внутренним запасом топлива (без подвесных баков) для F-15 составляла 2300 км, то от ТПФИ требовалась дальность 2500 км. Или, к примеру, время разгона с 600 до 1300 км/ч для F-15 было не более 20 секунд, нам задавалось — 17 или 18».

В 1972-м состоялись два научно-технических совета, на которых аванпроекты Яковлева выбыли из конкурса. При этом, чтобы не тратить нервы на дальнейшую конкурентную борьбу, представители ОКБ Микояна предложили: пусть ОКБ Сухого разрабатывает тяжелый фронтовой истребитель как ответ на F-15, а они займутся созданием легкого истребителя в качестве антитезы американскому F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»).

Так было положено начало созданию истребителей Су-27 и МиГ-29.

Сотрудники Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и Центрального научно-исследовательского института авиационной и космической техники Министерства обороны СССР провели математическое моделирование с целью определения целесообразности смешанного парка истребителей и пришли к выводу, что он является оптимальным, при условии что будет состоять на треть из Су-27 и на две трети — из МиГ-29.

При этом главная роль «двадцать седьмых» заключалась в боевых действиях над территорией противника, тогда как основной задачей для «двадцать девятых» становилось прикрытие с воздуха своих наземных войск.

Проект тяжелого истребителя получил в КБ Сухого индекс Т-10, и его главными конструкторами в разные годы были Наум Черняков, Михаил Симонов, Артем Колчин и Алексей Кнышев.

Опытный образец под названием Т-10-1 впервые поднялся в воздух 20 мая 1977 года под управлением шеф-пилота ОКБ Сухого, заслуженного летчика-испытателя Владимира Ильюшина — сына знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Владимир Ильюшин высоко оценил будущий Су-27: «Когда я оторвал колеса этой машины от бетона, поднимая впервые ее в воздух, я понял: он может больше, этот самолёт, чем может летчик. И для того, чтобы использовать все его прекрасные возможности, необходимо совершенствоваться самому, что это тот самолёт, который можно ожидать всю жизнь».

Однако проект поначалу шел крайне тяжело. 7 июля 1978 года заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Соловьев, исследуя устойчивость Т-10-2, погиб в полёте, после того как за две с половиной секунды произошло полное разрушение конструкции.

Выяснилось, что в двигателях АЛ-31Ф, которые разработало ОКБ «Сатурн», не выполнены требования по значениям максимальной тяги. Самойлович вспоминал: «Для нас недобор характеристик двигателя означал, что самолет не доберет ни дальности, ни скорости полета на высоте и у земли».

У разработчиков возникли сомнения в том, что существующая конструкция превосходит F-15. Ввели уточненные данные американского истребителя в модель воздушного боя. Михаил Симонов отмечал: «Результат получился обескураживающий: если в исследовании боев с первой моделью F-15 наш самолет превосходил его на 35 процентов, то теперь он настолько же уступал. А это значит, что еще на стадии проекта мы проигрывали вероятному противнику».

Разразился грандиозный скандал — министр авиационной промышленности СССР Василий Казаков был вне себя: мало того, что двигатели не годились, так разработчики предложили, по сути дела, с нуля делать машину, составив программу увеличения боевой эффективности истребителя, а это срывало все производственные сроки.

Однако производить посредственную машину, заведомо уступающую американскому самолету, было ещё хуже, и министр сдался.

Создание нового варианта Су-27

В ходе модернизации двигатель перепроектировли, а сами моторы были перенесли из нижней в верхнюю часть самолета. Скругленные законцовки крыла и наплывов уступили место крылу полностью трапециевидной формы с остроконечными наплывами и флаперонами вместо элеронов и закрылков.

Были изменены обводы носовой части крылатой машины, тормозные щитки перенесли из нижней части фюзеляжа за кабину летчика, а сам фонарь кабины сделали не сдвигающимся назад, а открывающимся вверх-назад.

Симонов резюмировал: «От старой машины осталось немного или почти ничего: шины колес основных стоек шасси и катапультное кресло К-36. Новый самолет получил название Т-10С, то есть серийный. Весь самолет спроектировали заново, на новых уровнях понимания, технологии и боевой эффективности. Самолет стал новым, но название его оставили старым — Су-27».

17 июля 1983 года на самолёте Т-10-17 пилот-испытатель Николай Садовников попал в зону сильнейшей предгрозовой турбулентности, в результате чего правое крыло разрушилось. С громадным трудом пилот привёл искалеченную машину на аэродром НИИ ВВС.

Начальник института генерал-полковник авиации Леонид Агурин, осмотрев вместе с представителями ОКБ самолет, сказал: «Многое пришлось повидать за свою испытательскую жизнь, но такого не видел никогда. Какая колоссальная боевая живучесть. Выходит, если взрывом ракеты отрубит крыло, то Су-27 придёт домой на одном крыле».

Производство и конструкция Су-27

В 1982 году на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство Су-27, первые машины стали поступать в войска в 1984-м, на вооружение самолет был принят 23 августа 1990 года — после завершения государственных испытаний и устранения основных недостатков. В кодификации НАТО Су-27 получил название Flanker («Удар во фланг»).

Планер Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме: его крылья плавно соединяются с фюзеляжем, образуя единый несущий цельнометаллический корпус с большим применением титановых сплавов. Стреловидность крыла по передней кроме составляет 42 градуса, по задней — 15 градусов. Самолет получил трехопорное шасси, двухкилевое вертикальное оперение и носовую часть, отклоненную вниз.

Благодаря электродистанционной системе управления (ЭДСУ) летчик на Су-27 мог гораздо быстрее и точнее пилотировать крылатую машину. Необходимость установки ЭДСУ была связана с тем, что с целью улучшения маневренности «двадцать седьмой» был сконструирован статически неустойчивым при дозвуковых скоростях.

Су-27 имеет два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами с силой тяги на форсаже до 12 500 килограмм-сил каждый. Моторы размещены в широко разнесенных мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа самолета.

Топливо размещается в шести встроенных баках общей емкостью до 9600 килограммов (для Су-27УБ — 9300 килограммов). Во избежание пожара внутреннее пространство баков заполнено пенополиуретаном.

Тактико-технические характеристики и вооружение

Длина самолета составляет 21,934 м,

Высота — 5,93 м,

Размах крыла — 14,70 м,

Площадь крыла – 62,04 кв.м,

Масса пустого самолета — 16 000 кг,

Максимальная масса боевой нагрузки — 6 000 кг,

Максимальная скорость у земли — 1 400 км/ч,

Максимальная скорость на высоте — 2 430 км/ч,

Практический потолок полета — в среднем 18 км,

Максимальная дальность полета — 3 250 км,

Боевой радиус действия — 1 200 км.

Су-27 вооружен автоматической одноствольной 30-миллиметровой авиационной пушкой ГШ-30-1 с боезапасом в 150 снарядов. Может нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», а также авиабомбы.

На борту новой машины установлена станция предупреждения об облучении Р-864, блоки выброса радиопомех, радиолокационные прицельные комплексы, в том числе нашлемная система целеуказаний «Щель-ЗУМ» и ряд других электронных устройств управления полетом и стрельбой.

Рекорды и воздушные фигуры

«Двадцать седьмой» оказался очень маневренным самолетом, с отличной скороподъемностью — в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг на Су-27 высоты в три километра всего за 25,4 секунды. В 1987-м Николай Садовников поднялся до 15 километров за 76 секунд.

Вновь Пугачев поразил всех в июне 1989 года на Международном авиасалоне в Ле-Бурже, продемонстрировав на Су-27 фигуру высшего пилотажа в виде динамического торможения, когда самолет резко задрал нос в полете, некоторое время летел хвостом вперед, а затем возвратился в исходное положение.

Эффектная фигура, названная «коброй Пугачева», в воздушном бою имеет практическое применение, позволяя пилоту уклониться от ракет с радиолокационными головками наведения или уйти от преследования противника.

Модификации и боевое применение

Самолет Су-27 получил дальнейшее развитие. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций, среди которых учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-27М, двухместный Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, экспериментальный Су-37.

В настоящее время Су-27 и их модификации эксплуатируются в девяти государствах мира, в том числе состоят на вооружении в странах СНГ. По итогам интернет-голосования, который провел на своем сайте авторитетный международный журнал Flight International, Су-27 признан одним из лучших боевых самолетов ХХ века.

 

Список использованной литературы:

1.Russian Planes

2. ВДНХ

3. ВТРИП

4. ЖЖ

5. Пикабу

6. Парк Патриот

7. Дальневосточный музей авиации

8. Лента.ру

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться