Описание окружающей местности

Распространено такое заблуждение, что знаменитые египетские пирамиды строили рабы. Это греческий историк Геродот некоторые фейки распространил, а они завирусились. Есть и совсем дикая легенда, что для более лёгкого перемещения и скольжения каменных глыб, из которых состоят пирамиды, их при строительстве тащили по телам рабов. Ничего подобного не подтверждается. Пирамиды строили вольнонаёмные, хорошо оплачиваемые рабочие и высококвалифицированные (по уровню тех времён) специалисты. Они жили неподалёку в хороших жилищах, имели медицинское обслуживание (так же, уровня тех времён) и качественное питание. Сколь-нибудь заметного использования рабов на этих стройках современными исследованиями не зафиксировано. А ведь серьёзный проект был. Простите, но какое отношение...? Да никакого.

А в нашем тайнике речь тоже пойдёт о делах давно минувших дней – без малого век назад всё происходило и сейчас уже стало историей. Речь о Дмитлаге – одном из крупнейших лагерей Гулага, организованном для строительства канала Москва-Волга.  Тайник расположен рядом с высоким поклонным крестом, возведённым в память о погибших при строительстве канала. Этих жертв советской стройки (лишь по официальным данным) было более 22000 человек - такова цена (вернее, только часть цены) этой тихой воды, текущей ступеньками шлюзов в Москву.

Но сначала – о США. (С чего бы это? Да просто решил я, для чистоты изложения, так сказать, чуть шире взглянуть на вопрос. И спросил я AI (я обращаюсь к Perplexity), как труд заключённых применялся в США - в сравнении с Гулагом). Да, в этой стране также применялся труд заключённых, но в гораздо меньших масштабах, в значительно лучших бытовых условиях, и играл этот труд роль совершенно незначительную в общем трудовом экономическом балансе. Хотя, конечно, “the U.S. prison labor system ... still raises serious human rights concerns.” Здесь можно лишь грустно вздохнуть по поводу прав человека, поскольку дальше о Дмитлаге в Стране Гулага Советов.

Труд заключённых был важной и неотъемлемой функцией Гулага, который существовал не только средоточием репрессий, но и значительным экономическим эффектом. Примечательным образчиком соответствующей политэкономической идеологии можно считать известную книгу, монографию (“научный труд”, так сказать), вышедшую в 1936 году под названием “От преступления к труду”, автором которой была Ида Авербах, жена бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоды. (“Семейный подряд” в духе “от теории к практике” был оценён Родиной и завершился в 1937 году, когда Ида Авербах была арестована вслед за мужем и расстреляна в 1938...)

В предисловии к книге товарищ Вышинский отмечает, что в противоположность буржуазным государствам у нас насилие в борьбе с преступностью играет второстепенную роль, а центр тяжести по борьбе с преступностью перенесен на организационно-материальные, культурно-просветительные и политико-воспитательные мероприятия. Кстати, материал для книги был взят именно из строительства заключёнными Дмитлага канала Москва - Волга. (Книжку можно найти в интернете и скачать, если захочется).

И про Дмитлаг.

“После издания постановления «Об использовании труда уголовно-заключенных» в 1929 году (Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных» от 11 июля 1929 г.) и создания в 1930 году Главного управления лагерей применение труда заключенных в качестве одной из главных составляющих мобилизационной модели советской экономики становится повсеместным. С помощью заключенных решали те задачи, которые были невыполнимы обычными средствами — с помощью свободных наемных рабочих. Примером такой новой формации советской пенитенциарной системы стал Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, один из первых масштабных лагерно-промышленных комплексов, где труд заключенных использовали повсеместно. Дмитлаг, который поначалу назывался Дмитровлаг, ДЛАГ, ДИТЛ был похож на «лагерь-государство», он представлял  обширную сеть «рабочих городков», временных фабрик, палаточных лагерей, лесопилок, карьеров, совхозов и многих других предприятий. Одно из крупнейших лагерных формирований за все время существования советской исправительно-трудовой системы охватило обширные территории вокруг Москвы от Волги на севере до д. Перервы к югу от Москвы и от г. Истры на западе до г. Пушкино на востоке. Наибольшая задокументированная численность заключенных по данным САНО составляла 195 648 человек на 01.04.1935 г.

Канал стал местом гибели огромного числа заключенных. По данным Санитарного отдела Дмитлага, количество жертв на строительстве составило 22 842 человека. Важно уточнить, что эти данные, скорее всего, значительно недоучитывают реальную смертность, поскольку, во-первых, отчеты САНО не включали смертность в результате несчастных случаев, т. н. «бандитских проявлений» (убийств заключенных заключенными) и убитых ВОХР «при попытке к бегству», а также смертность по другим причинам. Во-вторых, эти данные упускают т. н. «актирование» — досрочное освобождение заболевших «тяжелым неизлечимым недугом». После формального освобождения из лагеря инвалиды по внутренним нормативным актам ГУЛАГа должны были быть переданы родственникам, а в случае отсутствия таковых — в гражданские больницы Наркомздрава или дома инвалидов Собеса. В реальности же истощенных заключенных забрасывали в поезда, и они массово гибли по дороге на железнодорожных станциях или в эшелонах”. (Из интернета).

Собственно, на этом всё. Поскольку достопримечательностью тайника является лишь уже упомянутый металлический крест на берегу канала, поставленный по инициативе жителей Дмитрова в 1997 году в память о погибших строителях - здесь не будет рассказа о разбросанных по обоим берегам канала известных и безвестных захоронениях, о множестве других точек и объектов, связанных с Дмитлагом, да и о самом строительстве канала. Лишь крест, высокий берег, медленная вода над тихими камнями

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться