Князь Сан-Донато, или вся правда о странном месте на карте Урала [MV/35246]
Описание окружающей местности
Каждый, кто хоть раз проезжал железнодорожную станцию Сан-Донато Свердловской железной дороги, интересовался происхождением такого странного для этой местности названия. Сегодня мы с вами раскроем эту тайну и увидим места, тесно связанные с этим топонимом. Это будет путешествие в историю, иногда грустное и даже страшное, а иногда доброе и светлое.
Итак, друзья, начнем. Будет «многа букаф», но чтение сие будет увлекательным.
История названия этого местечка началась в XIX веке. В 1827 году российский промышленник и меценат Николай Никитич Демидов купил у флорентийских монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато, где начал строительство своей виллы. Но завершить возведение имения ему так и не удалось. Через год он скончался, а доводить начатое до ума взялся его сын Анатолий. Вилла была готова в 1831 году, а в 1840 году великий герцог тосканский Леопольд II даровал наследнику титул князя Сан-Донато (по названию владения).
Этот титул был специально введен для Анатолия Николаевича в 1840 году тосканским великим герцогом Леопольдом II с тем, чтобы богатый заводчик мог жениться на принцессе Матильде Бонапарт, племяннице Наполеона I, без ущерба для ее статуса.
Впрочем, семейная жизнь Демидова с принцессой почти сразу не задалась. Они скандалили, изменяли друг другу. Говорили, что Матильда прилюдно надавала пощечин любовнице мужа и при этом назвала его рогоносцем. Еще говорили, что Демидов несколько раз сек Матильду, привязав к кровати. Впрочем, скорее всего, это выдумка. Но, так или иначе, а через шесть лет супружества Матильда бежала со своим любовником от Демидова, не забыв при этом благоразумно прихватить все драгоценности…
Покинутому мужу ничего не оставалось, как подать на развод. Он отказался платить бывшей жене алименты. Но Матильда пустила в ход «тяжелую артиллерию»: ее мать обратилась за помощью к Николаю I – она была близкой родственницей русского монарха. Император потребовал от Демидова письменных объяснений. Тот писал: «Сия девица оказалась лгуньей и воровкой... была блудлива, в срамных утехах принимала мужчин и женщин, а так же удовольствия имела от прочих престранных и богопротивных занятий, описать которые я не имею возможности ввиду своего воспитания».
Но это не помогло. Николай I повелел Демидову выплачивать бывшей жене по 200 тысяч франков ежегодно. Причем, и после смерти князя Сан-Донато его наследники продолжали аккуратно посылать Матильде деньги...
Поговаривали, что Демидов женился на принцессе лишь потому, что она была племянницей Наполеона. А князь Сан-Донато был тщеславен, к тому же был завзятым бонапартистом. Он даже купил бывшую резиденцию Наполеона на острове Эльба, построил там огромную виллу Сан-Мартино, в которой открыл музей Наполеона.
А назывался князем Сан-Донато Демидов только за границей. Разрешение на пользование титулом в Российской Империи он не получил. Николай I недолюбливал Демидова за то, что из-за его фантазий из России уплывали колоссальные средства. Потом к этому присовокупился скандальный бракоразводный процесс с Матильдой. Когда до императора дошел слух о новом титуле Демидова, император рассмеялся и сказал: «Пусть он там только князем и остается. У меня своих хватает».
А ведь Анатолий Николаевич так надеялся, что княжеский титул откроет ему двери в Зимний дворец!
Насчет непризнания титула князя Сан-Донато… Подданные должны были испрашивать у своего монарха право на ношение иностранных титулов и наград. Это было весьма логично, потому что по Европе толпами бродили самозванные графы и бароны, которые на самом деле были обыкновенными безродными авантюристами. А орден в его первоначальном смысле – это корпорация, и награжденный им становился членом корпорации, сообщества и должен был подчиняться его уставу. И если орден иностранный, то пожалованный им, по сути, должен был подчиняться иностранному сюзерену. То же – и с титулами. Со временем это, конечно, стало формальностью. Но все же подданные всегда испрашивали у своего монарха право на ношение иностранного ордена или титула. Почти всегда разрешение такое давалось. Но князь Сан-Донато – это чересчур надуманно, смешно и нелепо...
Демидов тогда решил зайти с другой стороны. По его заказу в Италии из русского малахита была выстроена величественная и дорогая сень-ротонда. Внутри нее был установлен бюст Николая I. Сан-Донато, довольно потирая руки, отправил подарок императору. Но тот не оценил рвения своего верноподданного, лишь заметил: «С чего это он взял, чтобы я когда-нибудь встану в эту клетку?!». В итоге ротонда оказалась на складе. А Демидов заплатил за нее 2 миллиона рублей!
Позднее уже сын Николая Александр II подарил малахитовую ротонду Александро-Невской лавре. И только в советские времена этот памятник бурной фантазии князя Сан-Донато попал наконец-то в Зимний дворец – в музей Эрмитаж...
Анатолий Демидов умер в 1870 году, так и не оставив наследников. Княжеский титул перешёл по наследству его племяннику Павлу Павловичу Демидову. В это время на российском престоле находился уже Александр II, который оказался сговорчивее своего предшественника. Император всё-таки согласился признать Демидова князем.
Кстати, тот же Александр II все-таки признал Демидова князем Сан-Донато и разрешил ему по бездетности передать титул своему племяннику. В общем, княжеский титул не принес Анатолию Николаевичу ни счастливого брака, ни потомства...
Большую часть жизни Демидов провел в Италии. Собрал огромную библиотеку, коллекционировал живопись, покровительствовал ученым и художникам. Между прочим, знаменитая картина «Последний день Помпеи» была написана Kарлом Брюлловым по заказу князя Сан-Донато.
С приходом к власти большевиков населённый пункт получил новое название – имени III Интернационала и сейчас это один из районов Нижнего Тагила. А вот железнодорожную станцию советская власть не тронула. Это тоже была загадка, но разгадка очень проста. Ваш покорный слуга имеет некоторое отношение к железным дорогам и с вероятностью, близкой к 100%, может предположить следующую версию. Переименование просто стало бы очень затратным и привело бы к необходимости корректировок достаточно значительного количества документов. Да и позднее, в 1932 году, появилась новая узловая станция — Смычка и роль Сан-Донато стала второстепенной. Соответственно, переименование стало еще более нецелесообразным. Вот такие дела, друзья.
Еще немного фактов. В сентябре 1936 года в литерном вагоне, стоявшем на путях Сан-Донато, за связь с троцкизмом был арестован первый заместитель народного комиссара тяжёлой промышленности СССР Георгий Пятаков, курировавший строительство Ново-Тагильского металлургического завода (НТМК). После пыток в коммунистических застенках он полностью признал свою вину и через несколько месяцев был расстрелян.
Станция с итальянским названием оставила небольшой след в культуре. Так, там проходили съёмки документального фильма «Алло, это Сан-Донато?» Анатолия Балуева. Упоминается она и в книге Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица».
Надеюсь, вас не утомило мое повествование и мы разгадали все загадки истории. Теперь приступим к нашим любимым загадкам. Пойдем по шагам тайника и вненепременнейше их разгадаем, так как они значительно более просты, чем загадки истории...







