Описание окружающей местности

 В 1894 году заведующий геологическими изысканиями Евграф Степанович Фёдоров и главноуправляющий Богословским горным округом Александр Андреевич Ауэрбах основали в Турьинских Рудниках уникальное геологическое учреждение. Это был первый в России Геологический музей практического назначения. Главной задачей Музея стало сосредоточение всех материалов по геологическому строению Богословского горного округа. Музей расположился в здании бывшего Горного училища, построенного в 1882 году. Основой для создания Музея послужил обширный материал, собранный при геологическом исследовании Богословского горного округа. Место каждого образца точно отмечалось на карте, для чего все геологические маршруты сопровождались геодезической съёмкой. Использовались также и коллекции, собранные ранее. Например, на чердаке одного из домов были найдены груды образцов, накопленных ещё в 1830-х годах П.М. Карпинским (отцом первого президента Российской Академии наук А.П. Карпинского).
 Из года в год работы расширялись, увеличивался и круг лиц, привлечённых к ним. К 1897 году Музей собрал около 80 тысяч образцов горных пород. И научно-вспомогательные средства Музея уже на тот момент были весьма разнообразны: микроскопы, фотокамеры, универсальные столики Фёдорова, аналитические и технические весы, гониметры, компасы, геодезические и геологические инструменты, шлифовальные приборы, химические и чёртежные принадлежности. В библиотеке Музея накапливалась важнейшая литература по геологии, минералогии, палеонтологии, петрографии, кристаллографии и другим естественным наукам на русском и иностранных языках. В ходе разведывательных работ была составлена детальная геологическая карта округа и создана монография «Богословский горный округ», в которой было не только описание геологического строения округа, но и была выведена теория зарождения полезных ископаемых на этой обширной территории.
 В 1898 году по предложению и в присутствии Пермского губернатора Д. Г. Арсеньева Музей был открыт и для посетителей. В 1899 году правлением Богословского горного округа Музею присвоили официальное название «Фёдоровский геологический музей». В середине 1899 года, когда геологические исследования округа были закончены, Евграф Степанович покинул Турьинские Рудники. Последний раз академик Фёдоров посетил Турьинские Рудники в 1911 году. А Музей ещё почти сорок лет после отъезда учёного сохранял практическое назначение. Оценивая значимость музея, Е.С. Федоров писал:

«Я полагаю, что сейчас нигде в мире нет такой детальной разработки вопросов, связанных с рудничною деятельностью, а потому нигде и не углублялись такие детали геологического строения, какие ставятся потребностями рудного дела вообще, а на обширном поле Турьинских Рудников в особенности».

 Созданный благодаря таланту и огромному усердию Фёдорова, Музей в течение столетия не прекращал своей работы и считался самым обширным и богатым из учреждений этого рода на Урале. После Е.С. Федорова Музеем 20 лет заведовал Е.Д. Стратанович – геолог Богословского горного округа, который руководил разведками Волчанского, Богословского и Северо-Сосьвинского угольных, железо-, золото- и меднорудных месторождений, сохраняя и приумножая значение геологического учреждения.
 В 1920–30-х годах собранные в Богословском округе геологические материалы помогли восстановить в крае добычу медной руды, повысить добычу железной и открыть Белкинское месторождение огнеупорных глин. В 1931 году, на основании картографических данных Музея, геологом Н.А. Каржавиным было открыто знаменитое Североуральское месторождение бокситов «Красная Шапочка». Обязаны Музею и геологи, открывшие в 1957 году Северопесчанское месторождение железных руд.

 Фёдоровский геологический музей занимает первый этаж и подвал. В настоящее время в каменной коллекции Музея числится около 118 тысяч образцов, в том числе коллекция окаменелостей – более 500 образцов. Большая часть коллекции хранится в минералогических шкафах, сделанных по чертежам Е.С. Фёдорова в местной столярной мастерской. Всего таких шкафов 99. Но ещё есть один шкаф, в котором хранятся 62 тысяч шлифов. Наиболее интересные образцы выставлены в витринах первого зала, который посвящён минералогии и полезным ископаемым Богословского горного округа. Всего около 300 образцов выставлено в витринах, но все они по-своему уникальны. Палеонтологическая коллекция ископаемых останков растений и животных представлена брахиоподами, отнесёнными к девонскому периоду (410-350 млн лет назад), а также останками костей крупных животных, обитавших на планете 10 тысяч лет назад.
 Во втором зале собрана коллекция минералов не только остальной части Урала, но и всего бывшего СССР. В центральном зале, где раньше проходили совещания геологов, хранится каменный материал, собранный при составлении геологической карты Богословского горного округа. Ящики пронумерованы в соответствии с планшетами карты. В этом зале воссоздано рабочее место Е.Д. Стратановича.
 В бывшей несгораемой комнате, где хранились карты, планы и литература воссоздан мемориальный кабинет Евграфа Степановича Фёдорова с его подлинной обстановкой и мебелью ручной работы. Здесь же находится библиотека, которая содержит книги по общей геологии, минералогии, петрографии, палеонтологии, литературе, истории, политике, химии, физике. Всего около 400 томов специальной литературы на русском, французском, немецком, итальянском языках. В библиотеке хранится уникальная книга «Начальные основания естественной истории» 1791 года, напечатанная в императорской типографии Санкт-Петербурга.

 В одном из подвальных помещений находится кернохранилище, где собран керн из разведочных скважин, пробуренных при исследовании Богословского горного округа.
 Другое подвальное помещение Фёдоровского геологического музея узкое и значительной протяженности, с мощными деревянными потолочными балками и поддерживающими стойками, тёмное. Оно само по себе напоминало горизонтальную горную выработку. Так в 2015 году возник проект экспозиции «Шахта». В центре экспозиции – инсталляции «Рудничный забой» (проходчик Митрич, горный инструмент, тачка, ручной насос, ящик с динамитом) и «Конная откатка» (вагонетка, лошадь Бурка, коногон Кузя). Отсутствие солнечного света, ходовые лестницы и трапы, рудоспуски, ручной ворот – именно так выглядели подземные разработки в Турьинских медных рудниках конца XIX – начала XX века. В витринах и на подиумах размещены горные инструменты и оборудование, шахтные светильники, маркшейдерские приборы и инструменты. Замкнутое пространство, толща земли над головой, темнота, движение воздуха, треск ломаемого горным давлением крепления всегда рождали шахтерские байки, легенды и сказы. В экспозиции «Шахта» посетителей ждёт встреча с мифическим Дедом Шубиным. «Шахта» начала работу для посетителей в 2016 году. Из-за тесноты пространства (как и в настоящей шахте) вход на экскурсии ограничен: не более 10 человек одновременно, в шахтёрских касках, с фонарями.

 Новая экспозиция «Шахта» включена в состав Музея горной машинерии, который находится на прилегающей к Музею территории. В здесь работают экспозиционные комплексы: «Разведка недр», «Данила-мастер», «Грань лесов», «Медная гора», «Шурф», «Разнос», «Пахарь», «Устье штольни», «Старательская землянка» и «Сигнальная пушка». Экспозиция очень информативная и выполнена очень детально. Главное достоинство Музея машинерии – интерактивность. Все экспонаты можно потрогать и пощупать: можно промыть породу, потолкать вагонетки, покатать тачку, в землянке – присесть или полежать на нарах. Всё это помогает понять, в чём заключалась работа горняков, и какой тяжёлой она была.

 Комплекс «Разведка недр» и «Данила-мастер» посвящены рудознатцам, горщикам, металлургам. В 1758 году Леонтием Яковлевым, присланным из екатеринбургской Горной канцелярии, было обследовано первое медное месторождение на реке Турье. Эта дата официально принята за основание Турьинских Рудников. Двумя годами позже – в 1760 году – начал работу первый из Турьинских рудников – Васильевский. Об этом свидетельствует комплекс «Медная гора». Экспонат «Грань лесов» – новодел, но из чурки 300-летнего кедра, а литеры «ГНЛКЗНТЗМП» значат: «Грань Назначению Лесов Кновостроющемуся Заводу Наречке Турье Заводчика Максима Походяшина». Такие литеры нарезал в 1759 году Петр Солонинин, отводивший леса к Турьинскому заводу Походяшина.
 С небольшой шахты или глубокого «Шурфа» в старину начиналась разведка любого месторождения полезных ископаемых. Это вертикальная горная выработка, имеющая выход поверхность, также устроены колодцы для воды.
 Экспозиция «Разнос» – это, по сути, карьер. На дне разноса узкоколейный рельсовый путь с вагонетками. На большие расстояния вагонетки транспортировались лошадками, на крупных приисках – паровозами. В самом забое и на разминовках приходилось толкать вручную. В забое разноса представлен горный инструмент: лопата, заступ, кайла, кирка, молоток, клин, молот (или балда).
 Для добычи золото- или платиносодержащих пород со дна водоёма использовался «Пахарь» – это прообраз современной драги. В этой экспозиции посетитель «оказывается» по шею в реке. На берегу – настил для разгрузки золотоносной породы и промывальные устройства: вашгерт, желоба, грохота, скребки, лопаты, штанговый насос. Есть также оборудование для ручной промывки россыпного драгметалла: лотки на берегу золотоносной речки.
 Штольня – горизонтальная горная выработка. Проходка штольни всегда предпочтительнее, чем проходка вертикальных горных выработок: отсутствуют затраты на рудничный подъём и водоотлив. В «Устье штольни» воссозданы неполные дверные оклады, щит для защиты от просыпей со склона и подкосы из толстенных бревен (от 40 сантиметров). Также здесь представлены горные инструменты: светильник, лом, заступ, лопата, клин, молоток. Рудничный транспорт представлен тачкой.
 На крупных приисках владельцы строили для рабочих казармы. Старатели – арендаторы участков небольших россыпей – строили балаганы и землянки. Представленная «Землянка старателя» рассчитана на минимальную численность артели – три человека и, соответственно, в ней оборудованы три спальных места, стол, печка (из негодной бадьи), нехитрые бытовые принадлежности.
 Была такая традиция: отмечать выстрелом из «Сигнальной пушки» каждый добытый фунт золотого песка. Пирамида пушечных ядер – из уральского чугуна. Хотя, конечно, сигнальная пушка стреляет холостыми зарядами.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться