Описание окружающей местности

Тайник посвящён 90-летию Амурского судостроительного завода

 Трижды орденоносный Амурский судостроительный завод, давший жизнь дважды орденоносному городу трудовой доблести Комсомольску-на-Амуре, по сей день является крупнейшим предприятием отрасли на Дальнем Востоке и одним из старейших в макрорегионе. Со стапелей завода сходят как военные корабли для Тихоокеанского флота, так и различные  гражданские суда.

 В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение мощного судостроительного завода для укрепления Тихоокеанского флота. 31 августа 1931 года Советом Труда и Обороны для верфи было определено место у слияния рек Амур и Уссури в районе села Нижне-Воронежского в 14 километрах от Хабаровска. К началу февраля 1932 года было разработано проектное задание для нового завода. К строительству планировался гигант судостроения, равного которому в стране ещё не было. Он должен был выпускать ежегодно 6 подводных лодок, 3 эскадренных миноносца, 1 крейсер, 8 рефрижераторных судов грузоподъемностью до 5000 тонн, 4 краболовных судна грузоподъемностью до 10000 тонн, 12 транспортных судов. Кроме того, заводу предстояло освоить глиссеростроение, вести специальный судоремонт и иметь резерв в литейном и механическом цехах для нужд края. Предполагалось, что предприятие будет обрабатывать до 36000 тонн корпусного материала в год, необходимая численность рабочих при этом составит 12 тысяч человек. Однако, после захвата Японией Маньчжурии, строительство оборонного предприятия практически у самой границы было небезопасным.
 13 ноября 1932 года, изучив все обстоятельства, правительство СССР приняло решение перенести строительство завода в район села Пермское-на-Амуре. Во-первых, село находилось на безопасном расстоянии от границы с Китаем, во-вторых, ещё с 1910 года был готов Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги, связывающей Урушу и Императорскою Гавань (г. Советская Гавань), через Пермское.
 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. Начинать пришлось с нуля, на голом месте. Многое пережили строители города: жили в землянках, палатках и шалашах, работали по колено в воде, получали продукты по скудному пайку, переносили цингу… Но уже в ноябре 1932 года был выстроен рабочий посёлок, который обеспечил жильем 6 тысяч человек, заработал лесозавод, механический комбинат, электростанция, были построены кинотеатр, больница, поликлиника. 10 декабря 1932 года постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре, который получил статус города. А 12 июня 1933 года состоялась торжественная закладка первого промышленного объекта Амурского судостроительного завода – корпусообрабатывающего цеха. И именно этот день считается днём основания города.

 Закладываемый судостроительный завод был абсолютно нового типа. Его проект разработал Владимир Костенко – гениальный проектировщик, кораблестроитель. Он выдвинул идею постройки кораблей на горизонтальных стапелях, в сухих доках и перекрытых отапливаемыми эллингами. Это позволяло весь цикл строительства осуществлять круглогодично при нормальных температурных режимах и доводить состояние кораблей и судов до высокой технической готовности. Вывод кораблей на свободную воду он предлагал осуществлять посредством искусственного наливного бассейна с полушлюзом. Это стало ещё одним новшеством в отечественном кораблестроении.

 25 мая 1935 года на временных стапелях завода начали строительство первой дизельной подводной лодки Л-11 из доставленных с Николаевского судостроительного завода секций. 12 июня 1935 года состоялась закладка второй подводной лодки Л-12. 16 июня 1936 года первая подводная лодка Л-11 была спущена на воду. 30 июня 1936 года Амурский судостроительный завод вступил в строй действующих предприятий судостроительной промышленности СССР и ему был присвоен № 199. В марте и августе 1936 года были заложены эсминцы проекта 38 «Баку» и «Тбилиси», на тот момент считавшиеся лучшими в мире боевыми кораблями своего класса. 12 июня 1938 года был заложен самый крупный боевой корабль завода – крейсер проекта 26БИС «Калинин».
 В 1939 году на Амурском судостроительном заводе открылся цех ширпотреба. Он выпускал детские кроватки, вёдра, тазы, детские ванночки. Товары народного потребления завод выпускал и после войны.
 В 1940 году на стапелях заложили три эскадренных миноносца, литейный цех выдал первый металл и вступил в строй пятипролётный судомонтажный цех. С его постройкой завод получил производственную базу для трубомедницких и монтажных работ на кораблях. В 1941 году со стапелей завода сошли 4 эсминца, оснащенные новейшим оборудованием и вооружением, был принят в эксплуатацию кузнечно-прессовый цех для изготовления штамповок и поковок и заводская лаборатория. Тем самым к началу войны на заводе сложилось самостоятельное производство с полным циклом постройки военных судов на основе передовых технологий.

 В годы Великой Отечественной войны со стапелей Амурского судостроительного завода сошли 2 крейсера, 5 эскадренных миноносцев, один сторожевой корабль, прошли капитальный ремонт 17 подводных лодок ТОФа. 10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий и проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей завод был награжден своим первым орденом – Трудового Красного Знамени.
 В послевоенный период завод продолжил работу по дальнейшему строительству и освоению производственных мощностей, внедрению новых технологий постройки судов. Завод развернул работы над первой ПЛ проекта 629 – стратегической дизельной лодкой с баллистическими ракетами. Закладка корабля состоялась 5 октября 1957 года, всего же АСЗ построил и сдал ВМФ 7 боевых единиц данного проекта.

 Принципиально новый этап развития завода начался со строительства атомных субмарин. В середине 50-х годов на АСЗ была развернута коренная реконструкция, инженерный состав пополнился инженерами-физиками и операторами атомных энергетических установок. 20 декабря 1958 года состоялась закладка головной атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 659. Всего атомных подводных лодок первого поколения было построено 18 единиц.
 Продолжая модернизацию производства, амурские корабелы превратили завод в многопрофильное предприятие, способное выпускать продукцию любого назначения. Так как в пятидесятых годах Советский Союз приступил к регулярной проводке караванов по Северному морскому пути, то потребовались в большом количестве ледокольно-транспортные суда. Их строительство поручили амурским корабелам. Головным в проекте 550 стал дизель-электроход «Амгуэма». 7 июня 1961 года на «Амгуэме» был поднят флаг СССР. Всего в Комсомольске было построено 10 ледокольно-транспортных судов проекта 550.

 За освоение новой техники в апреле 1963 года завод был удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина, а в январе 1971 года на знамени предприятия появился третий орден – Октябрьской Революции.

 С ростом массы строящихся кораблей пришлось менять технологию их вывода. Завод прошёл реконструкцию: корабли, суда и подводные лодки стали выводиться из эллингов судопоездом на транспортно-судовой док. В дальнейшем их, прямо в доке, перемещали по реке Амур и морем на достроечную базу во Владивосток.
 В середине 70-х годов на заводе началось освоение торпедных атомных подводных лодок второго поколения проекта 671РТМ. Эта лодка стала любимицей на флоте. Подводники считали проект крайне удачным; моряки любили эти корабли за удобство, надежность. Ни один корабль не был потерян, ни на одном не было серьезных аварий. На западе за элегантный вид и внушительность этот проект получил уважительное название «Черный принц».
 В 1984 году АСЗ завершил постройку серии подводных лодок проекта 671РТМ сдачей 13 по счёту лодки и уже в конце года сдал заказчику головную АПЛ проекта 971, ставшую настоящим пиком мастерства амурских корабелов. С 1984 по 1995 год было построено и сдано семь кораблей проекта. Восьмая подводная лодка К-152, строительство которой было заморожено на долгие годы, после достройки и испытаний, в конце января 2012 года была официально передана в лизинг Индии.
 Со стапелей завода сошло и немало уникальных дизель-электрических подводных лодок, способных скрытно выдвинуться в любой район Мирового океана и нести там боевое дежурство. 12 сентября 1980 года состоялся спуск на воду головной подводной лодки Б-248 – первой серийной ДПЛ легендарного проекта 877 «Варшавянка». Появление малошумных дизель-электрических ПЛ стало сенсацией. В НАТО 877 проект прозвали «Чёрной дырой». Всего на Амурском судостроительном заводе в период с 1980 по 1994 год было построено 15 подлодок этого проекта. В 2005 году две «Варшавянки» вернулись на родной завод для ремонта и глубокой модернизации. Однако, в силу различных причин, только один подводный корабль в январе 2017 года был передан Тихоокеанскому флоту в обновленном виде – большая ДПЛ, получившая стараниями ветеранов и руководства АСЗ наименование «Комсомольск-на-Амуре». Рубка второй ДПЛ стала основой мемориала на территории АСЗ. Его посвятили создателям подводного флота и открыли в сентябре 2023 года. К началу 90-х годов АСЗ на две трети обеспечивал ТОФ атомными и дизельными подводными лодками.

 В наступивших 1990-х годах завод практически лишился государственного оборонного заказа. Он был приватизирован, передавался из рук в руки и в целом был в очень плохом состоянии. В это время появился первый российский проект относительно крупного боевого корабля – корвета проекта 20380. Решили для ТОФ строить их на АСЗ. В 2006 году был заложен корвет «Совершенный». Стройка шла очень сложно, а доставка в Комсомольск корабельных механизмов и оборудования из европейской части страны увеличивала стоимость корабля. Второй корвет «Громкий» был заложен в 2012 году. Потребовались радикальные усилия, как со стороны федеральных властей, так и местных, для решения всех вопросов, включая визиты первых лиц государства. В 2010 году завод был передан под контроль Объединенной судостроительной корпорации. Процесс пошёл. Если «Совершенный» строился 11 лет, то последующие сдавались за пять-шесть лет.
 Министерство обороны и ВМФ поверили в возможности завода, в результате он получил контракты в 2018 году на строительство четырёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», а в 2020 году – контракт на строительство двух корветов проекта 20380 и четырёх проекта 20385 со сроками сдачи до конца 2028 года. Помимо 10 боевых кораблей на заводе в настоящее время строятся и два гражданских судна.
 Заводчане перестроили часть мощностей под выполнение прежде несвойственных для себя задач. Победив в нескольких престижных международных тендерах, они приняли участие в проектах по разработке сахалинского шельфа – в строительстве и модернизации нефтегазодобывающих платформ. Затем завод получил крупные международные заказы. В их числе: транспортно-буксировочное судно для обслуживания нефтедобывающих платформ на шельфе Вьетнама, судно сейсмической разведки, заказчиком которого выступает Индийская корпорация нефти и природного газа.
 Ещё одно детище завода, которым он по праву гордится это паромы типа «Александр Деев» – серия российских автомобильно-железнодорожных паромов, имеющих усиленный корпус арктического класса Arc5. Паром может одновременно взять на борт 26 вагонов или 30 цистерн, 15 автопоездов, а также 150 пассажиров. С сентября 2023 года первый паром «Александр Деев» работает на линии Ванино – Холмск. Второй серийный паром «Василий Ощепков» в настоящее время достраивается в филиале АСЗ во Владивостоке.
 Заводчане давно мечтают возобновить строительство крупных боевых надводных кораблей, и в конце 2023 года завод получил лицензию на строительства кораблей класса фрегат. Производственные мощности и техническое оснащение подходят для строительства кораблей и судов спусковой массой до 10 тысяч тонн, длиной до 150 метров и шириной до 19 метров. В 2023 году на Амурском судостроительном заводе заложили плавучий транспортный док проекта 17574 «Амур» и спусковой док-понтон проекта 65911 «Амурец». Они позволят спускать и перевозить построенные большие корабли во Владивосток и акваторию Японского моря по Амуру.  Завод ожидает получить заказы на строительство фрегатов, крупных спасательных судов для обеспечения деятельности рыболовецких судов, а также заказ на ещё одну партию корветов семейства 20380 и 20385. Эти заказы обеспечат работу предприятия до 2037 года.

 За всю историю на АСЗ построено более 300 кораблей и судов различного назначения:
- 58 атомных подводных лодок;
- 41 дизель-электрическая подводная лодка;
- 56 боевых надводных кораблей различных классов;
- 15 морских ледоколов проекта 576 типа «Ломоносов»;
- 13 транспортных доков различных проектов;
- 4 плавучие технические базы перезарядки атомных реакторов;
- судно по переработке ЖРО «Ландыш»;
- более 120 прочих гражданских судов (сухогрузы, лесовозы, рыболовные траулеры, дизель-электроходы).

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться