Старейшее здание Карафуто [VI/35221]
Описание окружающей местности
«Дворец», «теремок», «замок» – именно так многие люди описывают свои впечатления от внешнего вида этого здания. Всё потому, что в его архитектуре причудливо и неожиданно переплелись элементы богатого декора, да и сама форма этой удивительной постройки притягивает взгляд прохожих. Исследователи говорят, что этот дом один из самых старых на Сахалине и, скорее всего, это старейшее японское здание на территории России. Кроме того, это единственная сохранившаяся на острове постройка эпохи Мэйдзи.
За 117 лет стены этого здания повидали много всего, а сам дом сменил несколько хозяев и вывесок. С момента постройки здесь размещалась резиденция командующего гарнизоном Карафуто. В 1913 особняк командующего перешёл в управление гражданских властей. В 1917 году в нём впервые открыли для посетителей музейную коллекцию, которая уже десяток лет не имела постоянного пристанища. Вскоре этот дом получил официальный статус Музея. Довоенный «Путеводитель по Музею губернаторства Карафуто» сообщает, что «в силу разных обстоятельств» в 1934 году экспозиция переселилась в армейские бараки. Новый музей (сегодня Сахалинский областной краеведческий музей) начали строить лишь в июле 1935 года и завершили два года спустя. «Разные обстоятельства», скорее всего, были связаны с нарастающей милитаризацией японского общества. Отобранное у музея здание стало городским жандармским отделением Тоёхары, а в конце Второй мировой войны использовалось для командования армейского гарнизона 88-й дивизии, пока не пришла советская власть.
В 1945 году, когда Красная армия освободила Южный Сахалин, здание передали Народному комиссариату обороны СССР. Армия оставила для своих целей самые лучшие капитальные постройки в городе, а потом просто не могла себе позволить снести их и возвести новые. Так вышло и с домом эпохи Мэйдзи. В особняке разместилась военная прокуратура, с 1987 по 2021 год в нём был гарнизонный военный суд. Когда суд переехал в современное здание, жители и власти города озаботились дальнейшей судьбой памятника японской архитектуры. В итоге удалось добиться передачи здания городу. Было решено создать в нём Музей истории Южно-Сахалинска и здание передали МАУ «Культурно-туристический центр». Загадочный японский «терем», или военный штаб, как называют его южносахалинцы, построили в начале ХХ века, когда новый административный центр губернаторства Карафуто получил название Тоёхара (в переводе с японского – богатая, плодородная долина). Как и многие постройки 1907–1909 годов в Тоёхаре, дом спроектировал армейский архитектор Тамура Ясуси. Подрядчиком выступил предприниматель Ито Камэтаро из Саппоро, основатель строительной компании «Итогуми», существующей по сей день. Стоимость контракта составила 43,4 тысячи иен. Стройка завершилась 31 октября 1908 года. При строительстве пришлось решать целый ряд непривычных задач. Например, как в довольно суровом климате обустроить отопление, освещение, водоснабжение. Однако со временем обнаружились недочёты: оказалось, что форма крыши не рассчитана на сход снега, а балконы – на холодную погоду. Поэтому в дальнейшем здание неоднократно перестраивали.
Многие ошибочно считают, что это викторианский стиль, потому что есть все характерные элементы: колонны, окна, похожие на тории, галереи и балкон. На самом деле это styck style – палочный или планочный стиль, сочетающий элементы нескольких архитектурных направлений. Он сложился в викторианскую эпоху в США и в конце XIX – начале ХХ века был популярным. Существует миф о том, что при строительстве первого этажа здания якобы использовали огнеупорный кирпич. На самом деле оно полностью выполнено из лиственничного бруса, привезенного с Хоккайдо. А первый этаж лишь облицован кирпичом.
Оформление здания наполнено символикой. Например, в слуховых окнах открыты только три из четырех ячеек. Это своеобразное воплощение всей императорской семьи: на Востоке миром руководит император-отец, императрица и их наследник. Три загадочных круга, украшающих массивные двери здания, – это трифолий, то есть трилистник. В культуре христианской Западной Европы трифолий – символ Троицы, он часто встречается в готической архитектуре. А элемент, расположенный выше, одновременно похожий на веер и сову, – это пальметта. Таким растительным орнаментом ещё в Древнем Египте украшали глиняную посуду.
К счастью, военные не проводили капитальных реконструкций и переделок здания и это позволило сохранить его уникальность. На память о разных этапах в судьбе «резиденции» сотрудники культурно-туристического центра сохранили внешнее оформление и внутреннюю планировку. Но также добавили и кое-что новое: большой макет каторжного селения, мини-музей со столярной мастерской и комнату, в которой «законсервировали» советскую эпоху 1980-х годов. На первом этаже от тех времен, когда здесь располагался гарнизонный военный суд, сохранилась камера, в которую помещали арестованных военнослужащих. На втором этаже, куда ведут 22 ступеньки крутой столетней лестницы с балясинами, прошлое встречает буквально на каждом шагу. В коридоре – классический японский камин, переделанный в печь. На одной из галерей сохранилась напольная плитка периода Карафуто. По ней в прошлом столетии ходили офицеры императорской армии. Время пощадило японские деревянные потолочные конструкции, похожие есть в областном краеведческом музее. Хотя в здании уже давно располагается культурно-туристический центр, строгая атмосфера военного учреждения сохранились до сих пор.
Интересна судьба других творений архитектора Тамуры. Помимо этого особняка, Тамура Ясуси спроектировал немало значимых для города зданий: военный госпиталь, правительственный комплекс губернаторства Карафуто, главпочтамт, окружной суд, армейские казармы. Все эти постройки, возведённые в ударном темпе компанией «Итогуми» и сданные заказчику в 1908 году, ещё в довоенное время сгорели или были полностью перестроены. Дольше всех сохранялся «родной брат» данного особняка, сделанный по сходному проекту, – резиденция губернатора Карафуто (1908 год). Располагалась она на углу Компроспекта и улицы Дзержинского, между драмтеатром и областной администрацией. До 1980-х годов в здании находился детский сад, потом его снесли. Сегодня остался лишь обрамлённый тисами сквер с берёзовой аллеей и камни японского сада.
Видео: Самое старое здание в Южно-Сахалинске







