Описание окружающей местности

 Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 года были подготовлено место для будущего села. В августе сюда прибыли со своим скарбом первые крестьяне-переселенцы из Пермской губернии. А в дальнейшем, уже в Пермское-на-Амуре, стали прибывать крестьяне и из других губерний. После отмены крепостного права здесь могли селиться все желающие.

 В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность Дальнего Востока. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о безопасной площадке строительства оборонных заводов. Определяющими факторами для строительства были: расстояние от границы с Китаем (400 км – максимально возможная дальность полёта японских самолётов) и готовый ещё в 1910 году Николаевский проект стратегической железной дороги от станции Уруша через село Пермское-на-Амуре до Императорской Гавани (Советская Гавань). В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от Уруши до села Пермское, а 23 февраля было принято решение о возведении судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности.
 Уже в ноябре 1932 года газета «Амурский ударник» сообщала: «На берегу Амура выстроили рабочий поселок в 69 бараков, обеспечив жильем 6 тысяч человек. Работают лесозавод, механический комбинат, построены склады. В подарок Октябрю ударной работой даём кинотеатр, электростанцию, радиотелефон, больницу, поликлинику, хлебопекарню, баню». 10 декабря 1932 года село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему присвоили статус города.

«Старый БАМ» так называют участки Байкало-Амурской магистрали, которые были построены до начала активного строительства современного БАМа. К ним относятся линии Тайшет – Усть-Кут на западе и Советская Гавань – Комсомольск-на-Амуре на востоке, а также ответвление от Транссиба в Хабаровском крае: Волочаевка – Комсомольск. История железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре неразрывно связана с историей постройки двух последних железнодорожных линий.

Железная дорога «Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре», которая связала «Город юности» с Хабаровском, была принята в эксплуатацию 15 августа 1940 года. Строительство стальной магистрали Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, сокращенно «ВолК», было осуществлено в короткие сроки. Изначально это была автомобильная дорога, которая была сооружена в 1933 – 1936 годы силами Дальлага, но затем её полотно и насыпь использовали для строительства капитальной железной дороги. В январе 1935 года работы были начаты, а 25 ноября 1936 года к вокзалу Комсомольска пришёл первый товарно-пассажирский поезд. Строительство велось силами заключенных ГУЛАГа и вольнонаёмных специалистов. Несмотря на прокладку основного пути в конце 1936 года, регулярное движение поездов удалось наладить только в 1940 году. Дорога начинается от станции Волочаевка-2 с аутентичным деревянным вокзалом 1940 года постройки – редчайший образец той эпохи. Далее дорога проходит вдоль Амура, держась от него на расстоянии 20-50 км. Своеобразным центром является станция Литовко с огромным сталинским ампирным вокзалом. Там в паровозные времена находилось и основное депо. Общая длина линии – 353 км. В конце пути от этой ж/д ответвляется магистраль на Совгавань. А заканчивается линия на станции Дзёмги, упираясь в самом финале в Амур.

Железная дорога «Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань», которая со временем стала крайней восточной веткой БАМа, была сооружена в годы Великой Отечественной войны с целью переброски войск и снаряжения, необходимых для ведения войны с Японией на Дальнем Востоке. Изыскания и проектирование линии Комсомольск – Совгавань были начаты в 1930-х годах, когда возникла необходимость в строительстве трассы-дублера Транссибирской магистрали. 17 августа 1937 года было принято совместное постановление Совнаркома и ЦК ВКП (б) «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в котором БАМ трактовался как путь от Тайшета до Советской Гавани протяженностью 5000 км. Причём решено было начать строительство с восточных участков. К началу 1941 года строители продвинулись с запада лишь на 130 км, с востока – на 50. И за два месяца до начала войны стройка была законсервирована. Так провалилась первая попытка проложить железную дорогу от Комсомольска до побережья Татарского пролива. В мае 1943 года Государственным комитетом обороны было принято решение о возобновлении строительства. Осуществляли практически все строительные работы – от взрывов породы до укладки путей – заключённые Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря и спецтрудпоселенцы. Строительство, занявшее больше двух лет, проходило в тяжелейших условиях. Всего в работах участвовало более 100 тысяч человек, что делало эту железнодорожную стройку самой масштабной в годы войны. Даже по официальным данным НКВД, потери среди строителей были катастрофических масштабов. 15 июля 1945 года в торжественной обстановке был забит последний костыль, а 20 июля в порт Ванино пришёл первый эшелон, открыв сквозное движение. Общая длина линии составила 475 км. 9 августа началась война с Японией и новая магистраль, по которой покатились к океану военные эшелоны, стала стратегической дорогой – необходимой для достижения победы.

 РЖД в ближайшие два года направит 200 млрд рублей на модернизацию пути на направлении от Комсомольска-на-Амуре до рабочего посёлка Ванино в Хабаровском крае. Работа по модернизации и реконструкции железной дороги до станции Ванино ведётся с 2023 года. По итогам 2023 и 2024 годов было введено 22 объекта главных путей, увеличена провозная способность для грузовых поездов, завершена проходка нового Дуссе-Алиньского тоннеля, параллельно действующему (1982 года постройки). К 2026 году на 33 объектах будет уложен второй главный путь. А до конца 2032 года будет возведён новый железнодорожный мост в Комсомольске-на-Амуре.
 Электрификация железной дороги на участке Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Ванино общей протяжённостью 895 км должна была быть выполнена к 2030 году. Однако президент России Владимир Путин поставил задачу ускорить расширение пропускной способности на Восточном полигоне РЖД. Сейчас в планах электрифицировать эти участки к Комсомольску-на-Амуре и далее к портам на побережье Татарского пролива д 2026 года. Электрификация железных дорог позволит не только нарастить грузооборот, но и запустить между Хабаровском и Комсомольском скоростную электричку типа «Ласточка».

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться