Всё для фронта, всё для Победы! Завод №163 [VI/35195]
Описание окружающей местности
"Больше вооружения и боеприпасов,
больше хлеба, мяса, сырья для фронта и страны — наказ фронтовиков!"
(обращение к жителям Пензенской области, газета "Сталинское знамя")
В 1901 году в Пензе на берегу реки Мойка была основана фабрика гнутой венской мебели «Рамиба». Располагалась она близ Инвалидной улицы (ныне это улица Баумана) — на Кузнечном порядке, который превратился потом в Набережную реки Мойки. Основателями фабрики были купцы Барышев Иван Авксентьевич, Михайлов Исаак Федорович и Рабинович Нахман Лейбович.
1 ноября 1902 года к ним присоединился потомственный почётный гражданин Александр Аполлонович Шагаев. Все вместе они организовали «Товарищество первой пензенской паровой фабрики гнутой венской мебели "Рамиба". Название фабрики дали по первым буквам фамилий владельцев. Шагаев не стал присоединять к названию свои буквы, чтобы не портить солидное звучное название.
Этикетка фабрики "РАМИБА" клеилась до 1907 г. В 1907 г. Шагаев выкупил фабрику у компаньонов и все права собственности перешли к нему. После смерти Шагаева в 1908 г. владелицей фирмы 15 октября 1909 г. становится его жена Екатерина Васильевна Шагаева.
С 1913 фабрика стала именоваться «Бук». Начиная с 1910 г. фабрикой "Бук" стал управлял зять владелицы Николай Петрович Усков. Фабрику он получил в приданое, после женитьбы на дочери Шагаевой.
Усков выстроил новый корпус и расширил столярный цех для изготовления стильной мебели из красного дерева и других ценных пород. Для этого производства были приглашены мастера из Польши, а из Москвы вместе с рабочими и оборудованием привезли мастерскую по производству умывальников с мраморными плитами и зеркалами. Был начат выпуск бамбуковой мебели.
В 1911 –13 годах на фабрике работало около 300 человек. Ежедневно выпускалось до 40 дюжин венских стульев и значительное количество другой гнутой мебели. Годовое производство в 1912 году составило 119370 рублей. Продукция пензенской паровой фабрики венской гнутой мебели была отмечена Золотыми медалями в 1910 году на выставке в Брюсселе и в 1911 году в Риме. Такая этикетка клеилась на изделия, выпущенные между 1913 и 1916 годами.
С началом Первой мировой войны многие рабочие были мобилизованы на фронт и поставки пиломатериалов из Австрии по понятным причинам прекратились.
В 1916 году дела на фабрике ухудшились и в июле её продали Акционерному обществу воздухоплавания В. А. Лебедева. Фабрика была переименована в завод "Лебедь".
После революции в 1918 году завод был национализирован и стал государственным авиазаводом №7. Авиационное производство просуществовало до 1923 года.
С октября 1924 года решено восстановить производство венской гнутой мебели, и дать новое название фабрике - "Красный пролетарий". В таком виде фабрика просуществовала 11 лет.
В 1935 году мебельная фабрика снова реконструируется под выпуск авиационной продукции. Предприятию присвоено наименование "Завод №163". Завод производил большую номенклатуру агрегатов и осуществлял восстановительный ремонт самолётов И-16, а также переоборудование истребителей Ла-5 и Ла-7 в двухместный вариант.
Завод №163 - это одно из главнейших предприятий, которое выпускало в годы Великой Отечественной войны запчасти для самолётов, которые поставлялись на территории всего Советского Союза. Было освоено производство узлов и агрегатов для частично сделанных из дерева истребителей И-153 и И-16.
К началу Великой Отечественной войны истребитель И-16 был единственным советским военным самолётом, который знали народы всей Европы.
Mosca — "Муха" — так называли И-16 испанцы. Bumble — "Шмель" — говорили англичане. Немецкие лётчики "Легиона Кондор", яростно сражавшиеся с этим самолётом в небе Испании, с опаской именовали его Ratte — "Крыса". Для русских пилотов он навсегда остался "Ишаком". Это название "прилипло" к истребителю И-16 неслучайно — маленький, но невероятно выносливый в бою, этот самолёт обладал на редкость строптивым пилотажным "нравом". Именно "Ишак", созданный в КБ знаменитого советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова, оказался наиболее эффективен в боях с немецким Люфтваффе в первый год Великой Отечественной войны. Именно И-16 вынес на себе всю тяжесть воздушных боев 1941 года.
В Пензе для капризного "Ишака" делали и лыжи, чтобы истребитель мог приземляться в том числе и на снег. Крылья, хвостовое оперение, бензобаки, закрылки и шасси, шасси-лыжи - все эти узлы в качестве запасных частей направлялись на фронт авиационным соединениям Красной Армии. Со второй половины 1942 года на заводе был организован ремонт самолётов, направляемых с фронта. Завод осуществлял их полный ремонт и обеспечивал проведение лётных испытаний (в штате предприятия были даже лётчики-испытатели). Всего же в годы войны завод ежемесячно ремонтировал и возвращал фронту от 40 до 60 летательных аппаратов.
Говоря же в целом, в Пензе, уже в 1942 году, выпуск продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности возрос в регионе по сравнению с довоенным периодом в 2,7 раза, а общий объем выпуска промышленной продукции увеличился в 1,9 раза. Как показывают документы, стахановцы и ударники в октябре 1943 года составляли 53% от общего количества рабочих, а на таких предприятиях, как завод имени Фрунзе (заводу "ЗИФ" посвящён отдельный тайник: Мемориал «ЗИФ — фронту») и часовой завод, число стахановцев и ударников достигало 60-70%.
Детали для самолетов завод выпускал вплоть до 1946 года. После окончания Великой Отечественной войны было начато перепрофилирование производства на освоение авиационного приборостроения.
С конца 1953 года началась разработка и серийное производство авиационных тренажеров.
С 1974 года завод стал называться ППКО "Эра". На предприятии были разработаны и изготовлены авиатренажеры для самолётов более 70 типов, в том числе (впервые) для самолетов вертикального взлёта палубной авиации.
В декабре 2011 года столетняя история этого предприятия закончилась. На основании определения арбитражного суда о конкурсном производстве завод был ликвидирован.
Информация и фото взяты из открытых источников




