Железнодорожные ворота Сергиева Посада [VI/35184]
Описание окружающей местности
Я, не располагая своим четырёхногим железным конём (в своё время не задумывалась об этом, а потом можно было бы и приобрести, да решила, что учиться управлять уже поздновато), люблю ездить на электричках. Даже в те места, куда можно добраться, например, на автобусе. Моя многолетняя практика безлошадного геокешера однозначно говорит в пользу железнодорожного транспорта – он зачастую намного надёжнее, чем автомобиль или автобус, да и быстрее – что-то я не видела многокилометровых пробок на железной дороге. :=)
Вот и в Сергиев Посад – начало многих туристических маршрутов, путей-дорог к нашим геокешерским тайникам и моих поездок в гости в загородную резиденцию сына – я обычно предпочитаю ездить на электричке. Особенно нравится скоростная электричка РЭКС (синий такой состав с весёлой белой собачкой по бокам) и ещё более быстрый фирменный поезд-экспресс «Фёдор Чижов», который домчит вас до города с всемирно известной Троице-Сергиевой лаврой всего за час вместо полутора, как на обычной электричке.
А вот, кстати, знаете ли вы, почему так назван этот поезд-экспресс? Знаете, кто такой Фёдор Чижов, и какое отношение он имеет к железной дороге? Нет, не знаете? Ну, тогда я вам немного расскажу об этом, а также об истории доездинга до Сергиева Посада .
Как известно, Сергиев Посад издавна был местом паломничества – ведь здесь расположен один из крупнейших православных мужских монастырей с многовековой историей, основанный в 1337 году Сергием Радонежским. Паломники шли на поклон к преподобному Сергию пешком. Даже русские цари, отправляясь на богомолье, топали своими царскими ножками от села Клементьево до Лавры. Путешествие из Москвы в Сергиев Посад можно было также совершить в собственном, наёмном или почтово-пассажирском экипаже. Стоимость проезда без оплаты багажа составляла 2,5-4 копейки серебром за версту в зависимости от места в карете. Сверх этого каждый пассажир должен был ещё дать 6 копеек ямщику на водку.
Наиболее дешёвым видом транспорта были крестьянские телеги. В середине XIX века в летние месяцы, когда поток богомольцев в Лавру был особенно велик, только ленивый крестьянин не мог заработать извозом. Стоимость такого проезда от Москвы до Лавры составляла 40–50 копеек серебром с седока.
Но многие паломники продолжали ходить в Лавру пешком – кто-то в силу истовой веры и религиозных убеждений, кто-то из-за своей бедности. Пеший путь из Москвы в Лавру занимал 2–4 дня.
И так продолжалось до второй трети XIX века.
В августе 1862 года в жизни Сергиева Посада произошло важное событие: между городом и Москвой открылось железнодорожное сообщение. Это была Московско-Троицкая железная дорога, одна из первых частных дорог, протяжённостью 65,7 вёрст (70 км). Её постройка радикально изменила местный уклад жизни: увеличилось количество паломников, активизировалась экономическая жизнь и местное промышленное производство. Путешествие из Москвы в знаменитую Лавру стало занимать чуть больше полутора часов.
А вдохновителем, и по сути, создателем этой железной дороги стал учёный и промышленник Фёдор Васильевич Чижов. Помните я говорила выше про фирменный поезд «Фёдор Чижов»? Так вот он назван именно в память этого человека, непосредственно и лично причастного к строительству железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом.
В 1858 году состоялась знаменательная встреча учёного и промышленника Фёдора Васильевича Чижова и барона Андрея Ивановича Дельвига. Ф.В. Чижов был вдохновителем и, по сути, создателем первой русской частной железной дороги. Чижов к тому времени уже был сложившимся теоретиком и идеологом железнодорожного строительства, а Дельвиг, как особо доверенное лицо Главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий, располагал обширными сведениями о развитии железнодорожной сети в России и располагал сведениями о своекорыстии иностранных инвесторов.
Идея Чижова по прокладке дороги от Москвы в сторону Ярославля начинала воплощаться в жизнь. Вначале было решено ограничиться устройством сообщения до Сергиевского посада (до 1919 года город назывался именно так). Для того, чтобы изучить движение на этом участке и получить данные о потенциальном количестве пассажиров, Чижов нанял студентов, которые, расположившись по Троицкому (Ярославскому) шоссе, круглые сутки считали всех, движущихся по дороге. Средства передвижения людей – конные экипажи, телеги, а также пешие паломники.
Чижов смог убедить наиболее влиятельных предпринимателей того времени – Мамонтова, Шипова, Кокорева, Рюмина вложить в благородное дело строительства железной дороги свои капиталы. В мае 1859 года для строительства железной дороги было учреждено «Общество Московско-Троицкой железной дороги». 14 мая 1860 года были произведены закладка и освящение начала работ по сооружению этой железной дороги. На строительстве трудились более 6000 рабочих.
Для ускорения процесса требовалось надёжное финансирование. Сметная стоимость проекта составила 4 миллиона рублей; из них 3 миллиона вложил Иван Федорович Мамонтов. Кроме того, было выпущено большое количество акций. Среди более чем 500 акционеров были и великие князья (дети Александра II) – Николай, будущий император Александр, Владимир, Алексей и Сергей Александровичи.
В воскресенье, 22 июля 1862 года, инженеры и строители совершили первый пробный выезд. Поезд состоял из паровоза и платформы, на которой установили большую палатку для первых пассажиров. Во главе группы был инженер путей сообщения, один из директоров-учредителей полковник М. Богомолец. Испытания прошли успешно.
18 августа 1862 года в 3 часа дня из Москвы к Троице отправился специальный поезд. Вместе с членами комиссии под началом генерал-майора А.И. Дельвига, ехал и митрополит Московский Филарет, акционеры и члены правления Общества – Фёдор Васильевич Чижов, Николай Гаврилович Рюмин и Иван Фёдорович Мамонтов. Таким образом, в этот день была торжественно открыта Московско-Троицкая железная дорога.
К открытию «чугунки» у немецкой фирмы «Борзиг» были закуплены первые восемь паровозов, которые развивали скорость 50–60 км/час. В Германии таже были приобретены трёхосные пассажирские вагоны завода «Пфлуг и Лауэнштайн». Вмещали такие вагоны в I и II классе 30 человек, в III и IV – 36 человек. В летнее время вагоны III класса вообще представляли собой открытую платформу со скамейками без всякой крыши. Билет I класса стоил 2 рубля серебром (по 3 копейки с версты), а в III классе до Сергиева Посада можно было доехать за 80 копеек. Пассажир имел право провезти с собой бесплатно один пуд багажа.
На новой железнодорожной линии поначалу открыли семь станций: две конечные, две III класса (Пушкино и Хотьково) и три IV класса (Мытищи, Талицы, Софрино). Одновременно с прокладкой рельсов строились платформы, кассы, будки обходчиков, дома для обслуживающего персонала, подъездные дороги.
На конечной станции Сергиево (её отнесли к более высокому II классу) возвели красивое деревянное на каменном фундаменте здание вокзала типовой планировки и архитектуры. Вокзал был богато украшен резьбой. В здании вокзала, наряду со служебными помещениями и квартирой начальника станции, было два зала ожидания для пассажиров I, II и III классов, буфет и касса.
При станции построили паровозное депо, большой паровозный круг, водонапорную башню, которая сохранилась до наших дней, и дровяной склад. Поблизости возвели жилые дома для служащих, больницу, гостиницу на 18 номеров, аптеку, баню. Построили и новую улицу с мощёной мостовой, соединившую вокзальную площадь с Московской улицей, ведущей к Троицкому монастырю. Теперь это улица Сергиевская.
В 1933 году железнодорожная линия и вокзал Сергиева Посада (в те годы уже Загорска) были электрифицированы, к крупным заводам и фабрикам города и района были проложены дополнительные ветки. Сегодня станция является одним из важных транспортных пунктов не только пригородного, но и междугороднего сообщения – здесь останавливаются поезда, идущие до Александрова, Балакирева, Ярославля, Вологды, Кинешмы, Архангельска, Северодвинска.
Железнодорожный вокзал станции, построенный к открытию дороги в 1862 году, успешно выполнял свои функции до 1910 года, когда первоначальное здание перестало отвечать нуждам железной дороги. Планировалось возвести новое пассажирское здание по проекту известного архитектора Фёдора Шехтеля, но по финансовым причинам ограничились более скромным вокзалом, тоже деревянным.
В 1935 году был построен большой кирпичный вокзал по проекту Константина Лагутина. К середине 1990-х годов здание вокзала подверглось радикальной перестройке – от прежнего сооружения остался только фундамент. В 1998 году на нём возвели существующее поныне здание вокзала по проекту архитектора Виктора Журавлёва, который частично сохранил облик прежнего здания. Новый вокзал смотрится довольно неплохо и со стороны платформ, и со стороны площади. Он успешно выполняет свои функции: имеются билетные кассы, в том числе и по продаже билетов на поезда дальнего следования, есть зал ожидания с лавочками, на которые можно присесть в ожидании своего поезда, интерьер зала освежают комнатные цветы.
Зал украшает и большой барельеф, на котором изображены основные станции железной дороги из Москвы в Сергиев Посад, а также барельеф с видом на Лавру. Рядом вы можете увидеть бюст Ивана Фёдоровича Мамонтова. Автор скульптурной композиции – известный скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Она была установлена в зале ожидания вокзала в 2014 году по случаю празднования 700-летия святого преподобного Сергия Радонежского.
Ещё в прошлом году проход на платформы и в зал ожидания вокзала был совершенно свободным. Но уже в этом году в целях безопасности проход на платформы и в здание вокзала сделали через рамки и ввели досмотр багажа с использованием рентгеноскопического оборудования.
Перед вокзалом – просторная площадь, на которой расположились торговые центры и магазины, кафешечки. Здесь же находится большой Автовокзал, с которого отправляются не только городские автобусы, но и межгород. Слева от здания вокзала – памятник Савве Мамонтову. Я изначально хотела задействовать и его тоже в качестве одного из шагов тайника. Но не надо откладывать задуманное в столь долгий ящик! За время моих размышлений к памятнику уже был сделан тайник известными в геокешерских кругах самарскими игроками (тайник «Патриот – миллионер» https://geocaching.su/cache/34724 )
У городских властей имеются задумки и планы по радикальной реконструкции вокзала и всей прилегающей территории, которые, возможно, будут осуществлены к 2030 году. Хочется надеяться, что в результате всё станет краше, лучше и удобнее для пассажиров. А никак не наоборот, как это иногда случается.
Использованные материалы:
Гирлина Лидия. Полтора часа в пути. К 160-летию со дня открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом // Газета «Вперёд». URL: https://vperedsp.ru/component/content/article?id=25705:poltora-chasa-v-puti
Сергиев Посад. Страницы истории. XIV – начало XX века. Сост.: Н. Соловьев, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. М.: ИД «Подкова», 1997.
18 (30) августа 1862 года была торжественно открыта «Московско-Троицкая железная дорога». URL: https://dzen.ru/a/aLMFuVZrLSSwGRzv
Википедия (ну, как же без неё!).
Фотографии старого вокзала взяты из открытых Интернет-источников.







