Мемориал «Площадь Победы» [MV/35179]
Описание окружающей местности
80-летию Великой Победы посвящается!
Площадь Победы представляет собой мемориальный комплекс, созданный в честь защитников Воронежа, сражавшихся за город в годы Великой Отечественной войны. Он состоит из скульптурной композиции и вечного огня. 9 мая 1975 года, в честь юбилея победы советского народа над фашистской Германией, состоялось открытие площади Победы в Воронеже.
Мемориал был создан по проекту под названием «Сорок три», автором которого стал выдающийся воронежский скульптор Федор Сушков. Высокая стела, открывающая ансамбль площади, достигает сорока трех метров в высоту и символизирует год освобождения Воронежа.
Восточная сторона площади обращена к Воронежскому водохранилищу, возникшему на месте неширокой реки Воронеж, по которой в 1942 – 1943 годах проходила линия фронта. С западной стороны площадь окаймляет стена с семью выступающими тумбами, облицованными плитами из красного гранита. На первой из них выбит Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1975 года о награждении города Воронежа орденом Отечественной войны I степени «за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства». Последняя тумба имеет закругленную форму, и на ней помещена выполненная чеканкой по листовой бронзе часть военной карты под заголовком «Ход боевых действий в Воронежско-Касторненской операции». На остальных пяти тумбах обозначены наименования или номера воинских частей и соединений, начиная от фронтов и заканчивая отдельными батальонами, громивших гитлеровцев на воронежской земле.
К 75-летию Победы было проведено масштабное обновление мемориального комплекса. Была проведена очистка и патинирование скульптурной группы и звезды у Вечного огня, а также карты с ходом боевых действий в Воронежско-Касторненской операции. Дополнительно укреплена стела, которую венчает Орден Отечественной войны. В рамках реконструкции на площади Победы было проведено масштабное озеленение. Кроме того, была изменена и форма смотровой площадки: теперь она имеет выступы в форме лучей звезды. Они выполняют не только эстетическую, но и конструктивную функцию, удерживая грунт. Благодаря этому решению удалось увеличить и площадь самой смотровой площадки. В рамках реконструкции была благоустроена и территория вокруг площади, в частности, оборудованы спуски к прилегающим улицам, укреплены и расчищены склоны. Основным элементом площади после реконструкции стал переливной фонтан.
История создания мемориала
Проект памятника: открытый конкурс
В 1968 году, после празднования 25-летия освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков , горисполком объявил о начале открытого конкурса по разработке проекта памятника. Согласно общей идее, требовался мемориал героям войны — всем тем, кто внес свой вклад в разгром врага на советской земле, и в Воронеже в частности. Открытость конкурса означала, что в нем могли принимать участие творческие коллективы любого происхождения, в том числе зарубежные – воронежскими авторами никто ограничиваться не собирался.
Но получилось так, что создавать воронежский памятник героям войны пришлось все же местным авторам. Из-за рубежа на конкурс не прислали ни единой заявки, но от советских коллективов они были. В результате в финале противостояли друг другу коллектив из Москвы (архитекторов Р. Топуридзе, Э. Слободского и других, инженеров Ф. Кохновера и П. Егорова, скульптора А. Бурганова и художника М. Магидсона), а также местная группа. Победа досталась именно ей.
Руководителем коллектива победителей выступал Ф.К. Сушков – к тому времени известный в городе скульптор. По проекту Федора Кузьмича в Воронеже уже был сооружен памятник Славы, он же выполнил барельефы писателей для фасада Никитинской библиотеки . Могилу полковника М.Е. Вайцеховского в некрополе детского парка «Орленок» тоже увенчала работа Сушкова. Но вот в напарники по проекту именитый скульптор взял человека вовсе нового. Н.Ф. Гуненков лишь за год до конкурса окончил столичный архитектурный институт. В Воронеже он и вовсе был новичком – попал в город по распределению. Никаких достижений за ним не числилось, да и не могло числиться. Вероятно, опытный Ф.К. Сушков неким чутьем угадал талант начинающего архитектора и предложил вместе разрабатывать проект памятника воинам-победителям.
Хотя конкурс проводился в 1968 году, площадь Победы в городе появилась только к 30-летию разгрома фашизма. И немаловажной причиной к тому послужили сложности с обустройством выбранного для размещения памятника места, а также многочисленные коррективы, что вносились в изначальный проект в процессе его реализации.
Там, где сейчас находится площадь Победы, в конце 60-х годов прошлого века располагались заштатные частные сараи, гаражи и даже маленький дом на несколько квартир. Вплотную к застройке подходил овраг.
Сооружение мемориала потребовало длительной бюрократической волокиты с получением разрешений на снос частной собственности (охранявшейся в СССР строже, чем думают сейчас) и отселение людей. Затем пришлось заниматься собственно сносом, доставкой грунта для выравнивания площадки и частичной засыпки оврага.
В результате получилась большая, сильно вытянутая площадь, а не просто компактный памятник. Это потребовало изменений в проекте.
Реализация проекта
Изначально предполагалось, что скульптурная группа памятника и памятная стела будут установлены рядом. Но в окончательном варианте монумент оказался на южной оконечности площади, а стела – на северной. Между ними добавили стену из гранита. Выступающие тумбы (всего 7 штук) позволяли размещать на ней различные памятные надписи (они появлялись постепенно).
Также изначально предполагалось, что стела на площади Победы будет увенчана традиционной солдатской пятиконечной звездой. Но за считанные дни до окончания сооружения мемориала и его торжественного открытия вышел Указ советского правительства, согласно которому Воронеж награждался орденом Отечественной войны I степени за вклад в разгром фашистов. В результате звезду в последний момент заменили двумя макетами ордена (обращенными на восток и запад).
Строительные работы велись в быстром темпе – требовалось успеть с торжественным открытием к юбилейной дате. В.М. Лунев, заместитель главы горисполкома, немало способствовал успеху умелым руководством. Заметный вклад в успех строительства внес и П.П. Даниленко, бывший тогда главным городским архитектором. Участник проектного коллектива инженер С.В. Пучков разработал всю документацию по изготовлению и установке стелы, а выполняли работу сотрудники Воронежского механического завода.
Памятная стела состоит из двух частей, расположенных рядом. И спроектирована таким образом, что между ними можно было подниматься наверх. Этим и пользовались рабочие, которые сперва собирали каркасы стелы из металлопрофиля, а потом обшивали их металлическими листами. Ради надежности конструкции каркас заглубили в землю на 11 метров.
Мемориальная площадь
В результате строительства Воронеж получил не просто памятник, но целую новую площадь, к которой выводил проспект Революции – одна из центральных городских улиц. Но вид памятного места начал меняться буквально сразу после его открытия.
Стела высотой 43 м, увенчанная изображением ордена Отечественной войны, возвышается в северной части площади. Напротив нее, на противоположной стороне, размещена скульптурная группа и Вечный огонь.
Во время празднования 50-летия Победы возле стелы захоронили останки неизвестного бойца, найденные в районе СХИ. Так на площади появилась могила Неизвестного солдата, снабженная традиционной для СССР надписью, придуманной поэтом Сергеем Михалковым.
Освобождение Воронежа
Воронеж был главной территориальной целью противника на первом этапе операции «Блау» – второго стратегического наступления фашистской Германии и ее союзников на Восточном фронте. Захват Воронежа предусматривался во всех документах и решениях гитлеровского командования по планированию и проведению главной летней операции 1942 г. На необходимость удержания Воронежа после его захвата было впервые указано еще 5 июля, т. е. накануне вторжения в город. Более подробно это было обосновано немецким командованием сразу, после овладения правобережной (западной) частью города 10 июля.
Однако борьба за освобождение Воронежа началась сразу же после прорыва противника в черту города 6 июля 1942 г. и продолжалась вплоть до его полного освобождения от частичной оккупации 25 января 1943 г. Таким образом, для освобождения Воронежа потребовалось 204 дня. Ровно столько времени Воронеж сражался на передовой, был городом-фронтом.
Начало освобождения Воронежа было связано с прорывом немецкого десанта на городское левобережье и образованием небольшого плацдарма на Придаче. Первая попытка ликвидации этого плацдарма была предпринята танкистами 18-го танкового корпуса И. Д. Черняховского (392-го танкового батальона 180-й танковой бригады) еще вечером 6 июля.
8 июля восточная, левобережная, часть города была полностью очищена от противника. Первый акт освобождения Воронежа, точнее – городского левобережья, был если не стихийным, то непланомерным. Освобождение левобережной части города после двухдневной оккупации Придачи произошло по ходу событий (хотя и по приказу вышестоящего командования) и потребовало определенных, хотя и небольших, жертв.
Вторым промежуточным моментом борьбы за освобождение Воронежа стало временное освобождение Подгорного – «северных ворот» города (тогда в 6 км северо-западнее Воронежа, ныне – в черте города) 7 июля 1942 г. По ходу дела была предпринята также контратака частей гарнизона города с переправой с левого на правый берег реки Воронеж. Но противнику удалось отразить эти контратаки и 8 июля вновь занять Подгорное и овладеть почти всей территорией правобережной части города.
С 8 июля начинается новый виток борьбы за его освобождение, уже в плановом порядке, в соответствии с приказами командования создаваемого согласно директиве Ставки ВГК с позднего вечера 7 июля нового, Воронежского, фронта. Вплоть до начала июльского контрнаступления (12 июля 1942 г.) борьба за освобождение оккупированной немецкими войсками части Воронежа проводилась в форме отдельных контратак и контрудара (10–11 июля) частей 40-й армии, по большому счету даже не в рамках армейской операции, без четкого плана и больших перспектив (ввиду малочисленности сил 40-й армии и советского воронежского гарнизона). Тем не менее, в итоге этого первого периода борьбы за освобождение Воронежа, предпринимавшейся в общих рамках обороны города, удалось полностью очистить от противника левобережную, восточную, часть Воронежа и начать освобождение его западной, правобережной части в результате армейского контрудара защитников города в течение 10–11 июля и создания небольшого плацдарма в северо-восточной части городского правобережья (к западу от Отрожских железнодорожных мостов).
С 12 июля 1942 г., с начала первой фронтовой наступательной операции войск Воронежского фронта в районе Воронежа, наступает новый период борьбы за его освобождение, на этот раз по единому, заранее разработанному плану штаба фронта и армейских планов 60-й и 40-й армий. Таким образом, с этого времени борьба за освобождение Воронежа принимает планомерный характер и проводится не только для его освобождения, но и для достижения целого комплекса взаимосвязанных и решительных (хотя и не далеко идущих) целей и задач.
Как правило, выделяют три попытки освобождения западной части Воронежа в ходе июльского наступления (или контрнаступления) войск Воронежского фронта:
1) 12–17 июля;
2) 18–23 июля;
3) 24–30 июля 1942 г.
Однако не менее важные наступательные операции по освобождению Воронежа продолжались и в августе–октябре 1942 г.:
1) 12–17 августа;
2) 15 сентября – 4 октября 1942 г.
В дальнейшем (до конца января 1943 г.) задача освобождения Воронежа посредством активных наступательных действий в правобережной части города перед войсками Воронежского фронта (частями советского воронежского гарнизона) не ставилась. Но в рамках более чем 3,5 месяцев активной обороны в районе Воронежа они не только удерживали и укрепляли занимаемые оборонительные позиции, но и, несомненно, занимались общей боевой подготовкой к возобновлению наступательных действий. Очевидно, что эта подготовка проводилась в октябре 1942 – январе 1943 г. (наряду с отработкой и ведением оборонительных действий) и в целях окончательного и полного освобождения оккупированной территории правобережной части Воронежа и ликвидации Воронежского плацдарма противника.
Однако, конкретная боевая задача по переходу от сковывающих оборонительных действий в районе Воронежа к решительному наступлению для достижения вышеуказанных освободительных целей была поставлена перед сосредоточенными в черте города и на подступах к Воронежу частями двух стрелковых дивизий и истребительной бригады (100-й и 121-й стрелковых дивизий и 8-й истребительной бригады Перхоровича, Бушина и Ментюкова) 60-й армии только в боевом приказе командарма Черняховского № 0100 в 23 часа ночи 24 января 1943 г. Но еще незадолго до этого после обнаружения в 19 часов вечера того же дня отхода противника из Воронежа передовые подразделения соединений советского воронежского гарнизона перешли в наступление в западной части города. Преследуя противника и «преодолевая сопротивление» немецких арьергардов (заслонов), советские войска к 7 часам утра 25 января 1943 г. «полностью очистили от противника г. Воронеж», захватив при этом «некоторое количество пленных и трофеев». К 9 часам они подошли к восточному берегу р. Дон, освободив Подклетное, Шилово, Трушкино, а затем и ряд других близлежащих пунктов в междуречье Дона и Воронежа.
*****
В ходе начавшегося пересмотра традиционной концепции истории Великой Отечественной войны в конце 90-х гг. XX в. произошло, как ни странно, возвращение к неточной версии освобождения Воронежа к утру 25 января 1943 г. в результате «упорных и ожесточенных боев». Более того, эта неточность была приумножена последующим ошибочным тезисом о том, что уже к исходу дня (25 января 1943 г.) освободители города «форсировали Дон и овладели западным берегом реки», хотя это произошло на деле только через несколько дней.
Но общим стержнем различных вариантов традиционной концепции освобождения Воронежа в отечественной историографии является положение о поспешном отводе главных сил противника из Воронежа за Дон после успешного продвижения частей 40-й армии К. С. Москаленко на Горшечное во второй половине первого дня Воронежско-Касторненской наступательной операции, 24 января 1943 г., ввиду возникшей угрозы окружения воронежской группировки 2-й немецкой армии.
В действительности, как следует из архивного доклада старшего офицера Генштаба Красной Армии при Воронежском фронте (февраль 1943 г.), советское наступление в районе Воронежа «началось с запозданием, т. к. противник, оказавшись в тяжелом положении после проведения январской операции (точнее в ходе первой, январской Острогожско-Россошанской, операции к югу от Воронежа), начал отход до начала наступления» советских войск в ходе Воронежско-Касторненской операции, т. е. до 24 января 1943 г.
В ответе командующего Воронежским фронтом Ф. И. Голикова на запрос военного корреспондента центральной газеты о характере боевых действий советских войск при освобождении Воронежа в ночь на 25 января 1943 г. сообщалось (в передаче бывшего военкора «Правды» Я. Цветова), что «уличные бои с арьергардом противника были на окраинах, но не носили ожесточенного характера».
Вопреки мифам о бессмысленности и бесполезности освобождения Воронежа оно имело серьезные последствия и важное значение. Активная многомесячная борьба за освобождение города ослабила и сковала крупную группировку противника и оказала значительную помощь защитникам Сталинграда. В этой борьбе получил боевое крещение и приобрел ценный опыт наступательных операций Воронежский фронт, который после его простого переименования (в октябре 1943 г.) в 1-й Украинский фронт победоносно закончил войну в Европе штурмом Берлина и освобождением Праги.
После отступления из Воронежа 2-я немецкая армия была настигнута, окружена и разгромлена за Доном, западнее Воронежа, потеряв две трети своих солдат и офицеров и большинство тяжелого вооружения. Благодаря быстрому освобождению города войсками И. Д. Черняховского уже в начале Воронежско-Касторненской операции высвободились значительные силы 60-й армии, принявшие участие в разгроме противника, освобождении области, а затем и в успешном развитии наступления на Курск.
Полное освобождение сильно разрушенного захватчиками Воронежа от частичной оккупации в конце января 1943 г. положило начало его восстановлению из пепла и руин и быстрому и эффективному налаживанию помощи фронту. Освобожденный Воронеж стал важной тыловой базой Воронежского фронта накануне и в ходе решающих битв на Курской дуге и за Днепр. Освобождение Воронежа и разгром немецко-фашистских захватчиков западнее Воронежа стали заключительным свидетельством окончательного провала авантюристических планов второго стратегического наступления фашистской Германии и ее союзников на советско-германском фронте.
Легендарный автор мемориала
Мемориальный комплекс на площади Победы и памятник Славы на Московском проспекте принято считать визитными карточками Воронежа. Их автор – известный воронежский скульптор Фёдор Сушков. Мастер с удивительным взглядом на мир, сумевший соединить память о войне с вечными библейскими сюжетами, вложить в своё творчество смыслы, разгадка которых – увлекательный и исцеляющий процесс.
Фёдор Сушков родился 11 марта 1923 года в селе Новосолдатка Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне – Репьёвский район Воронежской области). Он стал четвёртым ребёнком в семье. Рано осиротел и был отдан на воспитание деду – церковному старосте. Тот, будучи человеком образованным и набожным, сумел привить ребёнку любовь к истории, литературе, изобразительному искусству, математике и религии.
К старшим классам Фёдор окончательно утвердился в желании стать живописцем и начал посещать уроки Александра Бучкури в Воронежском художественном училище. А далее в жизнь юноши, как и в судьбы его ровесников, ворвалась война. Он оказался одним из тех парней, кто сразу после выпускного бала 22 июня 1941 года вступил в ряды Красной Армии и ушёл на фронт. После курсов ротных командиров возглавил штрафной батальон 8-й Панфиловской дивизии. Как позднее делился с родными Фёдор Кузьмич, в самые драматичные моменты сражений его словно кто-то оберегал. Так, однажды он получил ранение, с поля боя его выносил товарищ. Удивительно, но пока бойцы выбирались из-под вражеского обстрела, ни одна пуля их не задела. И уже, теряя сознание, Фёдор Сушков сообщил госпитальному врачу: «Я не умру, я ещё буду строить храм».
В 1949 году Фёдор Сушков поступил в Харьковский художественный институт. После его окончания вернулся в Воронеж, где создал семью, в которой у него родились две дочери. Работал скульптором монументально-декоративного искусства. Во многие свои скульптурные композиции вкладывал религиозный смысл. В атеистическом Советском Союзе это казалось вызовом и неслыханной дерзостью. Неудивительно, что у некоторых шедевров скульптора был сложный путь – их долго не принимала московская комиссия, автору приходилось вносить в композиции изменения, чтобы закамуфлировать первоначальный замысел.
12 апостолов Великой Победы
В интервью региональному телеканалу «TV Губерния» внучка скульптора и создательница фонда SushkovArtHouse Анна Сушкова-Назарова рассказала, главными своими работами мастер считал мемориал на площади Победы и памятник Славы.
– Все, кто приезжает в Воронеж, в том числе и из-за рубежа, всегда знакомятся с этими двумя монументами. Монумент на площади Победы наполнен религиозным смыслом. В официальной версии 12 фигур скульптурной композиции представляют различные рода войск, включая штрафные батальоны, солдат в шинели с оторванными погонами, народных ополченцев, партизан, и тех, кто ковал Победу в тылу – рабочих, колхозников. По словам Анны Сушковой-Назаровой, в них её дедушка заложил библейский смысл: женщина с младенцем – копия Сикстинской Мадонны, а образы 11 человек рядом с матерью символизируют апостолов. Правда, и здесь не обошлось без жертв в угоду атеизму: голову младенца скульптор покрыл платком – так мальчик Иисус стал девочкой. Помимо этого в композицию была добавлена 13-я довольно аморфная фигура, чтобы число 12 не вызывало ненужных ассоциаций.
К слову, сохранился эскиз, на котором можно увидеть неожиданную версию стелы на площади Победы. На её вершине не орден Отечественной войны I степени, как сейчас, а изображение Бога-отца, спускающего на землю Христа. Как рассказала Анна Сушкова-Назарова, данная версия существует и в виде гипсовой модели.
– Смыслом жизни деда была работа. Он вставал в пять утра и до глубокой ночи пропадал в мастерской на Пушкинской. Старался в камне и металле передать свою философию. Часто обращался к старинному Евангелию, которое, как любил говорить дед, прошло через множество рук, соединилось с душами сотен читавших его людей. Был невероятно открытым человеком, к которому потоком шли художники, скульпторы, представители всех профессий. Дед живо откликался на всё новое. Хорошо разбирался в философии, математике, физике, химии – с ним можно было говорить на любую тему. Его высоко ценили коллеги. Звал в Москву автор знаменитых памятников в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде Евгений Вучетич. Он приглашал деда работать в его мастерской. Но у Фёдора Кузьмича был волевой характер. Всю жизнь он шёл против течения, поступал только так, как считал для себя правильным. Он ушёл от нас в 2006 году, завещав своим творчеством продолжать искать божественный свет, который сопровождает человека на земле и на небе, духовно питает его, озаряет в поиске высшего смысла жизни.
*****
Фёдор Сушков (1923-2006) – почётный гражданин Воронежской области. Автор более 50 скульптурных композиций на территории бывшего СССР, в том числе в Ростове-на-Дону, Кемерово, Смоленске, Харькове, Воронеже.
Его кисти принадлежат более 400 пейзажей и картин на религиозную тематику.
В 2019 году на фасаде выставочного зала местного отделения Союза художников, где долгое время находилась мастерская Фёдора Сушкова, установлена мемориальная доска. В 2020 году в Коминтерновском районе Воронежа улицу Светлую переименовали в улицу Фёдора Сушкова.
Наиболее известными работами Фёдора Сушкова являются:
Памятник Славы (на Московском проспекте, при въезде в Воронеж с Московского направления),
Мемориальный комплекс на площади Победы,
Памятник лётчикам (самолёт МиГ-21 на пересечении улиц Ворошилова и Космонавтов),
Мемориальный комплекс «Шиловский плацдарм» (на юго-восточной окраине Шиловского леса),
Горельеф «Космонавты» (располагался на на боковом фасаде ДК им. 50-летия Октября, в связи с демонтажом ДК скульптурные фигуры космонавтов были переданы Центру креативных индустрий «Матрёшка» в парке «Орлёнок»).
При оформлении использованы следующие материалы:
В. А. Шамрай – «БОРЬБА ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖА В ИЮЛЕ 1942 – ЯНВАРЕ 1943 ГОДА. К 75-ЛЕТИЮ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ВОРОНЕЖА ОТ ЧАСТИЧНОЙ ОККУПАЦИИ И РАЗГРОМА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ПОД ВОРОНЕЖЕМ»
местагордости.рф
2vrn.ru
wiki
visit-voronezh.ru
tv-gubernia.ru
vif-vrn.ru







