Слава земли Рязанской. А.Г. Новиков [VI/35168]
Описание окружающей местности
В 1896 году в Скопине родился будущий советский композитор Анатолий Григорьевич Новиков. За всю свою жизнь он сочинил более шестисот песен и наложил музыку на стихи знаменитых русских поэтов. Наиболее знаменитыми произведениями являются «Смуглянка», «Эх, дороги…», «Гимн демократической молодёжи мира» и «Василий Тёркин».
Анатолий был средним сыном в семье, в которой росли еще два мальчика и две девочки. В доме было принято петь песни, при этом, по словам самого Новикова, «никого не было музыкантов, но все были поющие».
Отец композитора работал кузнецом, «а кузнецы любят петь, разные песни поют; и голосок у него приятный был». Мать была домохозяйкой.
Сам Анатолий с детства вместе с братьями помогал отцу в кузнице. Правда, часто убегал к казармам Зарайского пехотного полка.
«Немножко поможет, его хвать: а он убежал к солдатам песни петь», — вспоминала жена его брата Ольга Новикова.
Подтверждает это и друг детства Новикова В. Егин: «Анатолий, бывало, как заслышит песню — бегом на вал, к солдатам. Нужно было работать, а Анатолий сидел где-либо в укромном месте, с головой отдавшись музыке. Готов он был слушать ее, кажется, целый день. Доставалось ему за это от отца».
Сам Новиков признавался, что впечатление от солдатских песен в нем «крепко засело». Его творческий путь свидетельствует также о большом влиянии народных мотивов.
«По-видимому, это где-то в раннем детстве я полюбил песню. Играли в лапту, бегали за городом на полях. И там я слышал, как девчата наши рязанские пололи огурцы да пели песни», — вспоминал Новиков.
Подростком он обрел звонкий голос и стал петь в церковном хоре, где учился нотной грамоте, сольфеджио, правильному дыханию. Маленький Анатолий мечтал научиться играть на балалайке и первые шаги в музыке сделал, когда был собран необходимый полтинник.
Во время обучения в церковно-приходской школе и городском училище Анатолий не только освоил балалайку, но и познакомился со скрипкой, виолончелью и рядом народных инструментов.
В доме своего отца, местного кузнеца, Новиков жил до 1912 года, когда поступил в Рязанскую учительскую семинарию. Здесь будущий композитор активно участвовал в студенческих концертах: пел, играл на виолончели, дирижировал хором. В то время в город часто приезжали артисты из Москвы — солисты Большого театра, участники камерных ансамблей. Эти гастроли выработали у Новикова привычку непрерывно посещать концерты.
Окончив обучение в Рязани, он отправился в Москву, где поступил в Народную консерваторию на класс хорового дирижирования. Все заработанные случайными уроками средства тратились на походы в театры и хоровые концерты, где Новиков жадно впитывал художественные образы. Однако в первые послереволюционные годы ему пришлось вернуться в Скопин. Здесь Анатолий собрал церковных певчих и организовал профессиональный хор. Он перекладывал для него народные песни, с которыми хор начал давать регулярные концерты, разъезжая по уезду.
В столице Новиков узнал о музыкальных школах для детей рабочих и решил создать аналогичную в родном городе. Инструменты нашлись в брошенных усадьбах, преподаватели — среди местной интеллигенции, а искать учеников не потребовалось: желающих было много.
«Мало учат, петь не учат. А это, по-моему, такая же необходимая вещь в школе. Как оспу ребятам прививают, так и это. Певческие навыки развивают голос, любовь к своему голосу», — сетовал композитор, глядя вокруг в 1970-е годы.
Параллельно Новиков начал писать музыку, играть в театре и заниматься музыкальным оформлением пьес. Иногда Анатолию поручались ведущие роли: Хлестаков в «Ревизоре», Барон — «На дне», Мальволио — в «Двенадцатой ночи». Успел он попробовать себя на рязанской земле и в музыкальном театре, где пел в оперетте. Перед возвращением в столицу он успеет поставить на малой родине собственную оперу-былину «Илья Муромец», получив теплые отзывы публики.
Возобновив обучение в столице, Новиков устроился преподавателем музыки в техникум лекарственных растений, где также собрал хор из одаренных студентов. Тогда же композитор женился на студентке высших женских курсов, уроженке Скопина Клавдии Догадиной.
В это время Новиков много писал для Красной армии. Пьесу «Отъезд партизан», набравшись смелости, он отправил знаменитому певцу Сергею Лемешеву — и тот исполнил отрывок на концерте в консерватории. Это было первое из множества произведений о жизни советских воинов. За 1940-1945 годы композитор написал около ста песен и затем признавался: когда впервые услышал, как солдаты поют его песню, был рад как мальчишка.
Знаковой среди этих работ стала «Эх, дороги». После войны фронтовики рассказывали композитору, что песня помогала им пережить тяжёлое время. Ее до сих пор изучают в школах, так что, даже если бы уроженец Скопина больше ничего не создал, его имя осталось бы в истории. Однако Новиков работал без устали: писал кантаты, хоры, сюиты и музыкальные комедии, а также то, что сегодня принято называть хитами.
Вспомнить хотя бы «Смуглянку». Она датирована 1940 годом, но тогда пришлось убрать песню в стол, так как некоторые фрагменты вызвали недоумение у официальных лиц. Заслуженную славу она получила благодаря режиссеру Леониду Быкову, который был уверен, что в картине «В бой идут одни "старики"» должна быть именно эта песня, которую он когда-то слышал от фронтовиков.
Анатолий Григорьевич Новиков н получил множество наград, орденов и звание народного артиста, работал советником министра культуры СССР, руководил Всероссийским хоровым обществом и даже был депутатом Верховного совета РСФСР.
Новиков награждён званиями Героя Социалистического Труда, народного артиста РСФСР и СССР, Сталинскими премиями, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.
Однако общественная деятельность не умерила его музыкальный пыл. Новиков был болен музыкой до самой кончины в 1984 году. Рязанца похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, там же установлен памятник композитору, а дом на Котельнической набережной украшает мемориальная табличка.





