Описание окружающей местности

Памятник самолету L-29 Delfin в Сергаче

Учебно-тренировочный самолет L-29 Delfin производства ЧССР установлен в 2015 году в качестве памятника на территории микрорайона Юбилейного в году Сергаче Нижегородской области

L-29 Delfin является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Совершил 1 полёт 05.04.1959 года.

Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963-1973 годах, построено 3665 самолётов.

https://autotravel-nn.ru

Л-29 «ДЕЛЬФИН» – ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО УЧЕБНОГО САМОЛЁТА

В послевоенный период авиация стремительно переходила с поршневых двигателей на реактивные. К концу 1950-х годов СССР и страны Варшавского договора столкнулись с проблемой: устаревшие учебные самолёты (такие как Як-18 и чехословацкий Zlin 226) уже не могли эффективно готовить пилотов для новейших истребителей МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19.

Требовался реактивный учебно-тренировочный самолёт (УТС), который бы:

  • Был простым в управлении, чтобы молодые пилоты могли осваивать его без чрезмерных сложностей.
  • Имел надёжную конструкцию, способную выдерживать жёсткие условия эксплуатации в лётных училищах.
  • Обладал характеристиками, приближенными к боевым машинам, но с меньшей скоростью и лучшей устойчивостью.

В 1959 году был объявлен конкурс, в котором участвовали:

  1. Польский PZL TS-11 «Искра» – уже разрабатывался с 1957 года, но имел слабый двигатель.
  2. Советский Як-30 – лёгкий и манёвренный, но с недостаточной тяговооружённостью.
  3. Чехословацкий Aero L-29 «Дельфин» – оптимальный по характеристикам и стоимости.

После сравнительных испытаний в 1961 году победителем был признан L-29, который и стал основным учебным самолётом стран Варшавского договора.

РАЗРАБОТКА И ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ

Проектирование L-29 началось в 1956 году в чехословацком авиационном КБ Aero Vodochody под руководством главного конструктора Зденека Рублича. Перед инженерами стояла сложная задача: создать машину, которая была бы проще в управлении, чем боевые истребители, но при этом позволяла отрабатывать ключевые навыки пилотирования реактивной авиации.

Первый прототип XL-29 поднялся в воздух 5 апреля 1959 года (лётчик-испытатель Рудольф Духонь). Самолёт показал отличную устойчивость и управляемость, но потребовал доработок двигателя.

Серийное производство началось в 1963 году, а официальное принятие на вооружение ВВС СССР состоялось в 1964-м.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В СССР И РОССИИ

1. В СОВЕТСКИХ ВВС (1960–1991)

Л-29 стал основным учебным самолётом СССР – его получили почти все лётные училища:

  • Качинское, Борисоглебское, Армавирское, Черниговское (истребительная авиация).
  • Сызранское (вертолётное училище, для первоначальной подготовки).
  • Балашовское (транспортная авиация).

Всего в СССР поступило более 2000 Л-29, на которых были подготовлены десятки тысяч пилотов.

2. В РОССИИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР (1991–2010-Е)

В 1990-е годы Л-29 оставался в строю из-за нехватки новых машин. Однако к 2000-м годам его начали заменять на Л-39 «Альбатрос» и позднее на Як-130.

Часть самолётов переоборудовали в:

  • Буксировщики мишеней (Л-29-мишень).
  • Спортивные и частные самолёты (многие машины до сих пор летают в аэроклубах).
  • Последние военные Л-29 в России были списаны в середине 2010-х.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ1. СТРАНЫ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

  • Чехословакия (производитель, использовался до 1990-х).
  • ГДР (после объединения Германии часть машин продали частникам).
  • Польша (использовала польские TS-11, но несколько Л-29 тоже было).
  • Болгария, Румыния, Венгрия (эксплуатировали до 2000-х).

2. БЛИЖНИЙ ВОСТОК И АФРИКА

  • Египет (получил около 120 Л-29, использовал в войнах с Израилем).
  • Сирия (применялся в локальных конфликтах).
  • Нигерия, Уганда (несколько самолётов использовались как лёгкие штурмовики).

Про боевое применение Л-29 и опыт использования этих самолетов в вооруженных конфликтах читайте в нашей следующей статье…

3. СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Несколько десятков Л-29 до сих пор летают в:

  • России (аэроклубы, ДОСААФ, частные владельцы).
  • Чехии и Словакии (частные владельцы, авиашоу).
  • США (несколько машин в руках энтузиастов).

НАСЛЕДИЕ И ЗНАЧЕНИЕ Л-29

Л-29 стал первым массовым реактивным учебным самолётом в соцлагере и одним из самых успешных в мире. Его главные достоинства:

  • Простота и надёжность – идеально подходил для обучения.
  • Высокая ремонтопригодность – мог обслуживаться в полевых условиях.
  • Долговечность – многие машины летают более 50 лет, и это совсем не предел.

Сегодня Л-29 можно увидеть в музеях (например, в Монино) и на различных авиашоу по всему миру, где он демонстрирует свою живучесть и лёгкость в управлении.

Л-29 «Дельфин» – это не просто учебный самолёт, а целая эпоха в авиации. Он подготовил тысячи пилотов и доказал, что чехословацкие авиастроители могли создавать технику мирового уровня. Даже сегодня, спустя более 60 лет после первого полёта, этот самолёт остаётся символом надёжности и эффективности.

https://jet-flights.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться