У добрых медведей [VI/35136]
Описание окружающей местности
У ДОБРЫХ МЕДВЕДЕЙ
Ярких событий в истории Сергача хватило бы на большую увлекательную книгу.
Сергач - город в Нижегородской области. Образован в 1779 году. 23 тыс. жителей. Станция на 526 км линии Москва - Казань. В 237 км от Мурома и 235 км от Горького-Московского. В старину сербы верили: где-то далеко, на востоке России есть такой край Тергац. Там живут умные и добрые русские медведи. Наступит срок - и эти едведи придут на Балканы и прогонят турецких завоевателей.
Сергач - город в Нижегородской области. Образован в 1779 году. 23 тыс. жителей. Станция на 526 км линии Москва - Казань в 237 км от Мурома и 235 км от Горького-Московского.
В старину сербы верили: где-то далеко, на востоке России есть такой край Тергац. Там живут умные и добрые русские медведи. Наступит срок - и эти медведи придут на Балканы и прогонят турецких завоевателей.
Странный рассказ?.. Но самое удивительное то, что край такой существует. Правда, это только из южной Европы может показаться, что он - на востоке России. На самом деле речь идет о Сергаче, находящемся по сути в центре России. Название его, возможно, связано с именем Сергей или же переводится с татарского как «желтое дерево».
Селение это известно с XVI века, со времен, когда к России было присоединено и стало заново обживаться все Поволжье. Были вырублены пограничные леса и на юге нижегородских земель. Крестьяне в окрестностях Сергача принялись растить дома медвежат и дрессировать - это искусство, считавшееся почти чародейством, было усвоено многими народами с древности. В Сергаче собирались базары, где можно было купить медведей, а неподалеку в селе Старинском местный помещик держал целую медвежью школу, которая приносила ему хороший доход. Сергачане со своими учеными медведями ходили по ярмаркам, зарабатывая деньги. Видели их и в Европе: в Париже, Риме, Лондоне. Медведи эти умели танцевать под музыку, показывали сценки и даже читали книги вслух, правда, по-медвежьи – человеку и не разобрать. В 1813 году, когда в Сергаче оказались пленные французы и весной стали замышлять что-то недоброе, сергачане подшутили над ними... На Масленицу на главную площадь вышла колонна из 1700 медведей, которые шли строем и даже выполняли по команде приемы с деревянным оружием. Впечатление было сильным! Не с тех ли пор пошли в Европе разговоры о воинственном русском медведе и о зверях, которые в России мешают уличному движению?
Большая станция, вокзал, построенный знаменитым Алексеем Щусевым, несколько центральных улиц со старинными домами - таким откроется Сергач приезжему. Кроме нескольких железнодорожных предприятий, есть тут фабрика, которая шьет спецодежду, большой сахарный завод...
А еще есть история.
Именно в окрестности Сергача в 1897 году приехал Сергей Рахманинов к своим знакомым после драматичного события: его гениальную 1-ю симфонию освистали. Он прожил тут несколько недель и снова поверил в свои силы - начал писать музыку. В дни болдинской осени сюда ездил по делам Пушкин - привозил документы на одно из своих поместий в присутственные места. Известно, у кого из знакомых он пил чай, как интересовался сергачскими зверями. Помните дрессированного медведя в «Дубровском» и деревню Кистеневку? Так вот, в Сергаче Пушкин оформлял документы на свою часть села Кистенева. Наконец, еще одна яркая фигура - Салтыков-Щедрин: в нескольких верстах от Сергача жила его теща, и нередко он приезжал ее проведать. Все бы ничего, но очень он был острым на язык, и теща жаловалась на зятя соседкам - вот таким он запомнился в Сергаче.
Тысячи судеб сошлись в небольшом российском городке. Известный поэт Михаил Львов как-то во время долгой стоянки поезда выглянул из окна - и родилось стихотворение «Сергач». Поэт Юрий Адрианов тоже написал об этом городе проникновенно: это родина его матери. А сколько изданий в ХХ веке выдержала детская книга «Записки крысы-натуралиста Хрупа»! Ее автор - ученый, писатель, исследователь Австралии и Океании Александр Ященко - сергачанин, причем вернувшийся профессором в родной город на склоне лет и преподававший в педучилище. Почтением окружена в городе и память о Вячеславе Громове – учителе железнодорожной школы. Он написал первую книгу о Сергаче и создал богатейший краеведческий музей. Его так оценили земляки, что еще при жизни Вячеслава Андреевича присвоили музею его имя. Если вам случится оказаться в Сергаче, зайти сюда обязательно стоит.
Николай Морохин
Медведи
В былые века в Сергаче и в окрестностях держали тысячи учёных медведей и ходили с ними по ярмаркам, зарабатывая деньги. Видели сергачан с их зверями и в Европе. И по-доброму запомнили.
И пусть живых медведей сейчас найти сложно, в городе можно увидеть многочисленные скульптуры. Медведь-символ и герб Сергача.
Прирученные медведи, которых стали называть "сергачскими барами", умели "кашу ложкой хлебать", "на гармони играть", показывать "пьяного мужика", "как девка перед зеркалом румянится", как "красна девица жениха высматривает"... Медведи из Сергача могли показывать до 50 трюков. В представлении участвовала "коза" — человек в шкуре и маске с рогами, изображавший козу. Для того чтобы раззадорить медведя, он бил в бубен или стучал в барабан. Обычно в роли "козы" выступал подросток. Вожаков медведей называли "ходебщиками", "медведчиками", "медвежатниками" или "поводчиками". Как правило, они знали наизусть много сказок, прибауток, частушек, которыми развлекали публику во время представления. Ну а сами представления часто именовали "медвежьими комедиями".
Медведей в Сергаче и сегодня достаточно. У поворота на автостанцию сидит медведица с двумя медвежатами. На каждой автобусной остановке — все тот же герб с медведем. Центральную городскую площадку для концертов и праздников скульптуры медведей сторожат аж с двух сторон. У стойки администратора в гостинице продаются магнитики с достопримечательностями Сергача — сплошь с медведями. Улыбчивая девушка за стойкой с готовностью перечислит вам места, где в городе можно увидеть изображения или скульптуры медведей... В дендропарке, напротив здания лесхоза. У хоккейной площадки. Перед зданием районной администрации. У районной библиотеки, что стоит на месте бывшей Базарной площади, есть симпатичный медвежонок. "В микрорайоне Юбилейный мишки из пушки стреляют!» …
Сергачский скульптор Александр Васильевич Шлиманов по поручению главы района создал для города медвежьи скульптуры. Ему даже было предложено выбрать места для их установки.
Некоторые скульптуры выполнены Владимиром Фроловым.
О “Медвежьем промысле” сергачан
В XVI веке границы Руси проходили в сергачских местах. В ту пору места здесь были глухими и лесистыми. Для производства поташа велась интенсивная заготовка древесины. При этом нередко лесорубы находили медвежьи берлоги с медвежатами, которых забирали домой для дальнейшего воспитания и дрессуры. Этот промысел («медвежьи потехи») нашел широкое распространение не только в Сергаче, но и близлежащих селах (Ключево, Шубино, Андреевка, Кочко-Пожарки и др.). Именно сергачи (так в те времена называли сергачан) прославились этими потехами на всю Русь и даже Европу.
Этот вид промысла неоднократно запрещался властями. В частности, был даже издан царский Указ 1648 года о запрете медвежьих потех. Свою роль в те времена сыграла и церковь в лице противника медвежьих потех церковного деятеля и писателя Аввакума Петрова. Однако искоренить это явление долгое время никому не удавалось (видимо с этого промысла кормились многие сергачане).
Вот описание медвежьих потех, опубликованных в “Прибавлении к “Санкт-Петербургским ведомостям” от 08.07.1771 г.: <в г.Курмыше Нижегородской губернии крестьяне показывали> “двух больших медведей, а особливо одного отменной величины, которых они искусством своим сделали столь ручными, что многие вещи к немалому удивлению смотрителей по их приказанию исполняют, а именно: показывают, как хмель вьется, на разных лапах танцуют, подражают судьям, как они сидят за судейским столом, как сельские девки смотрятся в зеркало и прикрываются от своих женихов, как жена милого мужа приголубливает, кто хочет, подают тотчас лапу, показывают, как теща зятя потчевала, блины пекла и угоревши повалилась. Все вышеупомянутое показывано быть имеет в праздничные дни в карусельном месте противу Церкви Николы чудотворца по полудни в 6 часу. Первые места по 25 копеек, вторые по 15 копеек, а последние по 5 копеек с человека. Смотрители впускаемы будут за заплату наличных денег”.
В те времена цены в 5, 15 и 25 копеек были достаточно высокими, что говорит о популярности подобных зрелищ.
Но и затраты у медвежатников на воспитание медведей были не малыми: на базаре в Сергаче за одного медвежонка просили от одного до четырех рублей, а взрослый ученый зверь стоил свыше 100 рублей. Так как не каждый медвежонок обладал талантом артиста, многие медвежатники предпочитали покупать уже обученных взрослых животных. Поэтому в районе существовали и так называемые “медвежьи школы”. Одна из самых известных медвежьих школ находилась в с. Старинское (Пильнинский район).
Как дрессировали медвежат?
На первом этапе необходимо было сломить волю медведя, подчинить его себе. Для начала всех медведей учили ходить на задних лапах. Для этого на задние лапы медведя обувались в лапти. После этого зверя сажали в клетку и под ней поджигали хворост. Когда дно клетки нагревалось, медведь был вынужден поднимать незащищенные от горячего пола передние лапы (втавать). А когда температура росла, медвежонок вынужден был переступать с лапы на лапу (плясать). Именно в это время дрессировщики били в бубен. Так вырабатывался условный рефлекс.
В дальнейшем отношения с медведем строились на “равенстве” и взаимном «уважении». Так, чтобы научить медведя “читать”, делали книгу с толстыми страницами, между которыми закладывали блины. Разумеется, во время представления блинчики в книгу не закладывались. Медведь же, пытаясь их найти, водил лапой по страницам и, будучи удивленным отсутствием лакомства, ворчал. Это и создавало иллюзию чтения по-медвежьи.
На ночь медведей помещали во дворе без привязи. К домашним звери относились без злобы, однако кроме хозяина все относились к ним с опаской.
«Обычно дедушка <дрессировщик> в дом его <медведя>заводил перед тем, как с ним куда пойдет. Обувается, собирает в мешок вещи: “Мишка, принеси мне то-то”. Ну, Мишка встанет на задние лапы и пошел. И лапти ему притащит, и поесть – словом, что просят, все. А потом дедушка есть садился. Себе просит чашку принести и Мишке тоже. Сам ложкой хлебает, Мишка – так. Поедят они, и говорит дедушка: пошли, мол. Взвалит мешок – и на заработки. Дедушка вдовый был – пять детей на нем. Так он дом на старшего сына оставлял, а сам уходил хлеб добывать. И хватало.”
По описанию Максимова представления с медведями, как правило, составлялись из трех частей: пляска медведя с “козой”, изображаемой подростком – учеником медвежатника, выступления зверя под прибаутки поводыря и борьба медведя с хозяином или “козой”.
После этого, медведь подминал под себя “вечно неприязненную козу-барабанщика”, когда тот схватывался с ним побороться. Затем снимал “с хозяйской головы шляпу и, немилосердно комкая”, надевал ее на себя, “к немалому удовольствию зрителей”, которые, однако же начинали пятиться, шел к ним за сбором. Зрители опускали “туда яйца, колобки, ватрушки с творогом, гроши и другую посильную оплату за потеху”.
Примеры для выступлений всегда брались из обыденной жизни: как малые ребята на палочке катаются и за горохом лазают, как старательно девица румянится, в зеркало смотрится, как барыня оброк собирает, барин “ухаживает” за крепостными девками, бабы на барщину и с барщины ходят.
По преданию в 1813 году по предложению капитана-исправника на Базарной площади Сергача на масленицу был устроен медвежий парад. Он должен был подтвердить правоту сергачан в споре с французским полковником, утверждавшим, что силы у русских уже кончились. “Нас так просто не победишь. У нас еще медведи есть. Сформируем полк из них,” – шутили сергачане в разговоре с пленными французами.
За достойное вознаграждение медвежатники в течение недели научили своих медведей ходить строем и исполнять команды “на руку”, “на плечо” с оружием.
В первый день масленичной недели на площади под горой собрались медвежатники со зверями. Было их от тысячи двухсот до тысячи шестисот. Построились они вместе с вожатыми и пошли по главной улице к базару. Несколько раз им командовали “на плечо”, медведи поднимали деревянные ружья одинакового образца, которые сделали к параду. А когда командовали “на руку”, они их опускали, как будто переходят в атаку.
Французы у стены теснились, смотрели на это, рты разинули. А полковник с краешку стоял, и один большой медведь, то ли к французскому духу непривычен был, то ли пенсне у полковника блестело, то ли надушился он сильно, словом, этот медведь подошел к нему и как рыкнет!
Так денщик этого полковника потом несколько дней отмывал.
И эти французы домой из плена писали, есть, мол, в России такой город Дергач, там медведи по улицам ходят и против нас воевать готовятся. Нечего больше в Россию войной ходить!”
Не исключено, что именно с этим парадом связано то, что Запад нас называет «русским медведем».
К концу XIX в. Медвежий промысел в Сергаче ушел в небытие. Этому во многом способствовал Указ Сената о запрещении медвежьих утех. Во исполнение этого Указа в 1870 году в Сергаче почти все дрессированные животные были расстреляны.
Тем не менее даже в начале XX века сергачане Петр Ручин, Федор Золотов, Николай Зудов, Сарвай .давали медвежьи концерты.
Медведь — железнодорожник появился на станции в Сергаче
13/08/2025
В Сергаче близится к завершению реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», напомним, в этом году в его рамках благоустраивалась часть территории перед железнодорожным вокзалом.
В конце июля на новенькой брусчатке была установлена фигура бронзового медведя в образе железнодорожника-обходчика. А в начале августа перед зданием вокзала появился оригинальный арт-объект – глобус один из символов увлекательного путешествия. В настоящее время подрядчик занимается устранением мелких недоделок и подготовкой документации к сдачи нового объекта комиссии по приёмке.







