История одного полка [VI/35119]
Описание окружающей местности
209-му Богородскому полку посвящается...
Непосредственно перед началом Первой мировой войны в России была объявлена мобилизация. Воины, состоявшие в запасе, в соответствии с мобилизационными предписаниями являлись на призывные участки, а затем направлялись в те пункты, где уже формировались боевые части. Свыше семи тысяч человек было мобилизовано в Богородском уезде, около трех тысяч из них стали солдатами 209-го Богородского полка.
Основой формирования новой части стал батальон 1-го лейб-гренадерского Екатеринославского полка, который дислоцировался в Москве. Но большая часть личного состава 209-го Богородского полка была укомплектована мобилизованными из Богородского уезда. Еще значительная часть запасных поступила из Вологодской губернии.
Формирование полка проходило в Москве и завершилось в течение двух недель. Полковым знаменем стало одно из старых батальонных знамен Екатеринославского гренадерского полка. Полк вошел в состав 53-й дивизии и 7 августа 1914 года выступил на театр военных действий. Провожать его в поход прибыла делегация из Богородска.
Уже 24 августа Богородский полк принял боевое крещение в Восточной Пруссии под местечком Фридрихграбен (сейчас это город Полесск в Калининградской области), выбив неприятеля с боевых позиций. С 9 по 15 сентября 1914 года полк участвовал в битве на Мазурских озерах. А 28 сентября Богородский полк в связи с ошибками вышестоящего командования оказался в окружении и был вынужден отражать натиск превосходящих германских сил под шрапнельным, гранатным и ружейным огнём противника. Три раза супостат переходил в атаку, прорываясь сквозь редкие цепи русской пехоты, и каждый раз офицеры, собрав нижних чинов, мужественно бросались в штыки, очищая свои позиции от неприятеля. В этом бою, за усадьбу Урбантишитен, полк потерял около тысячи человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Вырвавшись из окружения, формирование было доукомплектовано и осенью 1914 года вело наступательные действия в Восточной Пруссии. Однако зимой полк, как и весь ХХ корпус, куда входила 53-я дивизия, ждала катастрофа. В ходе немецкого наступления во время Августовской операции в январе - феврале 1915 года ХХ корпус был окружен, часть солдат погибла, пытаясь вырваться из окружения, другая часть оказалась в плену. Та же участь постигла и 209-й Богородский полк. В бою за деревню Богатыри в попытке прорваться от Сувалок к Гродно полк потерял две трети своего состава. Последний бой окруженные со всех сторон остатки полка приняли у Волкушского моста. Большая часть оставшихся в живых попала в плен, к своим пробились несколько десятков человек. Всего в Августовской операции полк потерял 45 офицеров, одного священника, одного чиновника, четырех врачей и 3470 нижних чинов.
Так трагически закончилась история 209-го Богородского полка. Он был переформирован, но жителей Богородского уезда в новосформированном полку уже не было.
Интересна история полкового знамени. Долгое время на основании записок полкового адъютанта Барановского считалось, что в Августовских болотах погибло и полковое Георгиевское знамя. Он писал, что, когда гибель показалась неотвратимой, полотнище сорвали с древка, само древко, навершие, скобу и Александровские ленты закопали. После боёв древко было найдено и передано в штаб армии. А само полотнище обмотал вокруг своего тела полковой священник отец Филофей, ушел в болота и там пропал…
Но у знамени оказалась легендарная история. Свет на его исчезновение и чудесное обретение пролил профессор Александр Кайгородцев. Оказалось, что отец Филофей не погиб, а попал в плен. Полотнище он зашил в рясу и жил в лагере, благо ему, как священнику предоставили отдельную комнату. Вскоре священник отпросился в соседний с лагерем город Кобург, где имелась православная церковь. Ее настоятелю отцу Евгению он и передал полотнище. После смерти отца Евгения знамя попало к попу-расстриге Василию, который хотел получить от лидеров русской эмиграции награду за его спасение. В Финляндии его арестовали за мошенничество, но знамя он успел передать своей знакомой русской художнице – эмигрантке. Та сообщила об этом знакомому генералу Федору Чижикову. Пройдя непростой путь, знамя в итоге было доставлено в Белград, в Русскую церковь, где хранилась коллекция полковых святынь русской армии. Когда во время Второй мировой войны над Белградом нависла нацистская опасность, знамена были переданы в Дрезден, где у одного русского эмигранта были внушительные склады. К счастью, они не были разбомблены в феврале 1945 года англо-американской авиацией, уничтожившей Дрезден почти полностью. И в 1945 году Георгиевское знамя Богородского полка было вывезено из Дрездена в СССР и передано на хранение в музей Советской Армии. Потом, как предмет, не представляющий особой ценности, оно было списано. Тогда оно чудом уцелело и после реставрации оказалось в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи СПБ, где и находится до сих пор.
В настоящее время большую работу по восстановлению истории 209-го Богородского полка ведет Ногинский музейно-выставочный центр и Центр поддержки социальных и общественных инициатив города Ногинска.







