Описание окружающей местности

Воронеж с любовью хранит память о Петре Первом. Хотя от пребывания великого государя на воронежской земле осталось совсем немного следов, в городе регулярно появляются новые напоминания о его визитах и свершениях. Историки-краеведы подсчитали, что с 1696 по 1722 год Петр Алексеевич побывал здесь четырнадцать раз: тринадцать — будучи царем, а четырнадцатый — уже императором.


Торжественное открытие арт-объекта «Морской устав» состоялось 22 декабря 2023 года в Бунинском сквере. Автор творения — воронежский скульптор Виталий Локотков. В основе композиции лежит книга — «Устав морской: о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», который заменил множество разрозненных документов, регулировавших различные аспекты флотской жизни. Но эта книга не простая: внутри неё, словно в проломе времени, расположены фигуры Петра Первого и его сподвижника — Федора Матвеевича Апраксина, первого адмиралтейца.


Арт-объект установлен на постамент из карельского гранита весом 400 килограммов, добытого на Петровском месторождении. Высота скульптуры составляет около 170 сантиметров, что соответствует росту человека.

На постаменте красуется табличка с цитатой из Устава:

«Усмотрено место к корабельному строению на реке Воронеже под городом того же имени, и в году 1696 началось новое в России дело».


Из истории создания Устава

24 апреля 1720 года увидело свет печатное издание - первый морской устав России "Книга Устав морской о всем, что касается к доброму управлению флотом на море". Этот устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения опыта Северной войны 1700 - 1721 гг.).

Интерес к морскому делу возник у Петра I в 1688 году, когда он, еще 16-летний царевич, в селе Измайлово нашел старенький ботик. Восстанавливая его, Петр Алексеевич увлекся кораблестроением – неслучайно этот ботик позднее назвали «дедушкой русского флота». Петр I стал последовательно заниматься созданием флота. Еще в конце XVII века в Воронеже была устроена первая верфь, здесь и началось строительство флота.

Во время Северной войны центр судостроения переместился в северо-западную часть страны. В период борьбы за выход к Балтийскому морю под руководством и при личном участии Петра I в России в самые сжатые сроки была создана мощная флотилия, позволившая стране обрести статус морской державы. Уже к 1725 году русский флот стал одним из сильнейших на Балтике.
Царь Петр понимал, что создание регулярного флота – это не только строительство кораблей, литье пушек, набор матросов и воспитание офицеров. Этот процесс требовал создания законодательной базы, без которой не может существовать ни армия, ни регулярный флот.

Поскольку своего морского устава в нашей стране не было, Петр I принялся изучать европейские документы. Среди источников, к которым обращался царь, был Морской устав Людовика ХIV, для Петра переводились и аналогичные английские документы по военно-морскому делу. Петр I подходил к делу основательно, накапливал опыт. В 1710 году появился новый документ – «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту», в котором закрепляются дисциплинарные нормы. В 64 статьях были расписаны обязанности чинов флота, а также наказания за проступки. Он издавался на русском и голландском языках.

Постепенно по мере необходимости появлялись все новые документы, и наконец в 1720 году был опубликован Морской устав, который начали разрабатывать еще в 1715 году. Интересно, что русский Балтийский флот к тому времени уже одержал знаменитую первую в истории России морскую победу – 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Это указывает, в частности, на то, что документ был написан со знанием дела, с опорой на накопленный опыт.

Устав из нескольких книг

Устав Петра I состоял из нескольких книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота. Здесь же уделялось внимание морально-этическим качествам начальника: «всяк командующий Аншеф должен блюсти себя от лихоимства». Нравственные установки становятся важной частью устава. «Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда» – подчеркивал царь. Следующие книги устава включали в себя постановления о старшинстве чинов, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых», организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц.


В третьей книге самая объемная глава – это обязанности капитана. О том, как он должен уважать офицеров, заботиться о провианте, о починке корабля рассказано в этой части. Здесь также вводятся нравственные понятия. Петр пишет: «…никого не иметь за доброго матроса, ежели не был на море 5 лет (и не 20 лет от роду), а мичман – ранее 7 лет, разве какой чрезвычайный случай будет».

В другой книге подробно описаны правила поведения на судне, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет. Книга «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы.

Как не припомнить слова Александра III, который говорил, что во всем свете у России есть только два верных союзника – ее армия и флот. И если регулярная армия в нашем государстве сложилась примерно в XVI веке при Иване Грозном, то вот появлением «второго союзника» – флота – наша страна обязана Петру I. Он же стал автором первого российского Морского устава, который был принят в 1720 году.


По материалам: gorvrn.ru, k.gumrf.ru.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться