Описание окружающей местности

Отсюда шла дорога в Европу.

Окно в Европу

Варшавский стал третьим по счету вокзалом в Санкт-Петербурге. По указу Николая I после строительства Витебского вокзала был разработан проект железнодорожных линий в сторону европейских столиц, первой из них была Варшава. Императорский указ от 1851 года предписывал на казённые средства вести строительство дороги с двух сторон - от Санкт-Петербурга и от Варшавы.

Местом под станцию выбрали пустырь за Обводным каналом, где в то время находились "выгонные земли". Тот пользовался нехорошей славой: многим мерещилась всякая чертовщина, а самоубийцы часто прыгали именно в Новую канаву (так тогда называли канал). Ходили слухи, что впоследствии призраков этих несчастных людей видели на Варшавском вокзале. Другие легенды касались более позднего времени: многие утверждали, что там можно встретить призрак революционера Созонова, который бросил бомбу в министра внутренних дел Плеве в 1904 году.

Первое здание Варшавского вокзала внешне не было похоже на Николаевский вокзал. Оно строилось по проекту архитектора чертежной "особенной канцелярии" Ксаверия Алоизиевича Скаржинского, который занимался также сооружением пассажирских и водоподъемных зданий в Царском Селе и Гатчине.

Построенное в 1853 году каменное здание Варшавского вокзала было двухэтажным и имело скромный вид. Снаружи это был обычный жилой дом, и лишь наличие больших дверных проемов в центре главного фасада свидетельствовало о том, что здание предназначено для пропуска большого количества людей. Главный фасад его выходил на Обводный канал. Над центральным входом был этаж с двускатной крышей типа мезонина и флагштоками на лицевом и дворовом фасадах. В центре кроме лестницы были устроены боковые пандусы для въезда экипажей на платформу. По обеим сторонам здания высились кирпичные заборы с лепными украшениями и воротными проездами. В сравнительно короткие сроки одновременно были построены вагонные и локомотивные депо, жилые дома для рабочих и служащих, различные подсобные помещения и мастерские.

Уже в 1855 году в связи с нарастанием потока пассажиров и грузов появилась необходимость перестройки и расширения вокзала. Но из-за Крымской войны строительство пришлось отложить до 1860 года. Причём на время переустройства пришлось создать временную станцию.

Железная дорога для элит

И вот по проекту Петра Онуфриевича Сальмоновича было построено новое здание вокзала, которое сохранилось до наших дней. Здание при перестройке изменило свой вид и местоположение: первый вокзал стоял на значительном удалении от берега канала, а второй оказался придвинутым к нему  почти вплотную. Теперь подъезд был не с набережной, а сбоку. Здание было значительно расширено в сторону путей. Фасад со стороны канала был оформлен центральным ризалитом с часовой башенкой и витражом. Вокзал имел два последовательно расположенных дебаркадера - один для прибывающих и отправляющихся поездов, другой для отстойного парка вагонов. Перекрытия дебаркадеров опирались на чугунные колонны. В парке, имевшем застекленную крышу, одновременно могли находиться до 60 вагонов, поступавших в распоряжение начальника станции. Они разводились по девяти путям вручную на пяти поворотных кругах. После выпадения нескольких стекол, крышу перекрыли кровельным железом.

С появлением новых направлений — до Праги, Ниццы и других европейских городов — Варшавский вокзал обрёл статус первоклассного. Вагоны первого класса, комфортные и дорогие, преобладали. Отсюда отправлялись императорский поезд и другие элитные поезда с пассажирами из высшего общества. С этого вокзала уезжает «Норд-экспресс» в романе Владимира Набокова «Память, живи», сюда же в 1883 году прибывает гроб с телом Тургенева, который умер во Франции.

В начале XX столетия Варшавский вокзал стали разгружать, часть международных направлений перенесли на другие железные дороги. По этой причине во время Первой мировой войны он мог принимать множество эшелонов с ранеными, а к платформам тогда проложили трамвайную ветку.

Ленин и Варшавский вокзал

Во время блокады Ленинграда вокзал сильно пострадал от бомбёжек. В 1949 году здание было восстановлено и перестроено по проекту архитекторов Б.В. Муравьёва и  Н.Ф. Хомутецкого. Тогда же у главного фасада был установлен памятник В. И. Ленину (скульптор Н. В. Томский).

Рассказ Сены Сергея Львовича со слов Муравьева Бориса Викторович:

«Вернувшись с фронта получил назначение в архитектурное начальство Ленинграда. Как-то сверху пришёл приказ в короткий срок (чуть-ли не в сутки) поставить два памятника - Сталину у Балтийского вокзала и Ленину у Вашавского. Памятники эти до этого не планировались, и готовых скульптур не было. Была единственная возможность - отнять их у других заказчиков. К счастью в Ленинграде отливались такие памятники по заказам из других городов. Муравьев бросился искать их по заводам. Подходящая (выбор был достаточный, было из чего выбирать) скульптура Сталина нашлась быстро и памятник поставили в сквере площади Балтийского вокзала.

Скульптуру Ленина отыскали с трудом - она была единственная (так, кажется). Привезли к ночи. Постамент уже соорудили. Ноги скульптуры уложили на постамент, грудь упёрли в тягач, который двигаясь к постаменту поднимал вождя из горизонтального в вертикальное положение (впрочем, может поднимали и иным образом - краном, подвязав скульптуру за голову - эту деталь не вполне помню). Когда уже почти поставили в вертикальное положение, вдруг выяснилось, что рука или затылок скульптуры упирается в горизонтальную металлическую связь, стягивавшую основание арки вокзала, и не даёт поставить скульптуру вертикально. Было принято отчаянное решение - резать связь. Когда рабочий почти уже ее разрезал, она с оглушительным шумом лопнула и разошлась, и все здание вокзала вздрогнуло. Все в ужасе разбежались, боясь обрушения... Но арка выдержала, не обрушилась, и статую вождя поставили вертикально.»

В начале 1980-х годов появилось решение о сносе Варшавского вокзала для того, чтобы соединить Измайловский проспект с Новоизмайловским (если посмотреть по карте - идеально). Предполагалось завершить работы к 1985 году. Памятник архитектуры спасла статуя Ленина, как известно, стоявшая по оси проспекта-вокзала. Была идея перенести статую к Балтийскому вокзалу, но ее не приняли, и Варшавский вокзал, к счастью, остался на месте. 

В советские годы с Варшавского вокзала пассажиры отправлялись в сторону Прибалтики и Западной Украины, но уже в 1966 году стали разбирать исторические рельсы Варшавской дороги (пути следования соединили с веткой Балтийского вокзала). А с уходом советской эпохи пассажиров стало намного меньше, стали сокращаться направления поездов в страны Европы.

Движение поездов с Варшавского вокзала прекратилось в 2001 году. Пригородные поезда были переведены на Балтийский, а поезда дальнего следования — на Витебский вокзал.  С того же года и по 2017 на территории работал Музей Железнодорожной техники.

Планировалось к 300-летию Петербypra превратить здание бывшего Варшавского вокзала в торгово-выставочный комплекс. Но не успели, комплекс открылся  в 2006 году. Основные архитектурные объемы сохранены, что касается внутреннего пространства здания, то о старине напоминают лишь несколько литых колонн да оставленные кое-где неоштукатуренными кирпичные стены. В 2022 году в здании открылся фудмолл «Vokzal 1853».

https://ru.wikipedia.org

https://www.citywalls.ru

https://kudago.com

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться