Описание окружающей местности

На пензенской земле христианская и мусульманская культуры издавна мирно сосуществовали. Во второй половине XVII века татары-мусульмане участвовали в строительстве крепостей Мокшана, Пенза, Городище, основали в Пензенском крае ряд крупных деревень, почти в каждой из которых имелась мечеть.

В первой четверти XIX века на территории Пензенской губернии наряду с десятками православных церквей действовало 70 мечетей.

Современная городская соборная мечеть Пензы ведет свою историю с 1895 года, когда Хабиб Джамал Тенишева, с именем которой связано многое в истории пензенских татар и других мусульман, передала построенную ею в 1893–1894 годы на свои средства мечеть с минаретом городскому магометанскому обществу. Мечеть располагалась в двухэтажном каменном доме 1887 года постройки, в 1891-м купленном Тенишевой у купца Дмитрия Васильевича Тихомирова.

В годы советской власти ислам, как и всякая иная религия, подвергся гонениям, закрывались и разрушались мечети, медресе. Исламская религия была загнана в подполье или в семейный быт. В 1929-м пензенскую мечеть закрыли, в ее здании сначала разместили татарскую национальную школу, а затем приспособили под жилье. При этом в середине 1940-х в Пензенской области было зарегистрировано полтора десятка мусульманских религиозных обществ, в каждом из которых насчитывалось до четырех тысяч верующих. Нередко мусульманские религиозные обряды тайно совершали представители советской интеллигенции, члены КПСС и ВЛКСМ.

В 1991-м на волне исламского религиозного возрождения, которое в Пензенской области началось с конца 1980-х, городские власти вернули мечеть мусульманской общине, в 1994-м в ней возобновились богослужения. Сегодня при мечети работают курсы подготовки имамов и муэдзинов. Пензенская соборная мечеть — одна из 70 ныне действующих в Пензенской области.

Материал взят с сайта: https://historical-baggage.ru/post/penzenskaya-sobornaya-mechet-usadba-kupca-tihomirova-i-ee-dalneyshaya-sudba-562

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться