Дом с барельефами на Кольцовской [VI/35066]
Описание окружающей местности
В 1943 году в Воронеже появился трест по лепнине, где работали воронежские скульпторы, занимавшиеся декором зданий. Город стоял в руинах, но архитекторы уже думали о том, чтобы восстанавливаемые дома были не просто коробками для жизни, а зданиями, поднимающими дух и настроение. Выделять фамилии скульпторов, занимавшихся барельефами, было не принято, поэтому имена многих мастеров остались неизвестными.
Барельефы – одна из характерных примет сталинского ампира. После разрухи Гражданской войны, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, начали возводиться дома в стиле конструктивизма. Но такое впечатление, что люди сами испугались этих однообразных домов с монотонным ритмом. На них наложили запрет, и началась эпоха великолепного сталинского классицизма, или сталинского ампира. Воронеж считается его прекрасным образцом. Здания, возведенные в стиле сталинского ампира, смотрят в сторону архитектурных традиций Древнего Рима: они помпезны, монументальны, величественны.
Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, ар-деко, неоготики.
К слову о самом доме
Дом состоит из двух зданий, которые построены в разное время, но объединены формами советского классицизма и входят в ансамбль жилых домов, оформляющих перекресток улиц Кольцовской и Плехановской.
Пятиэтажный юго-западный дом (левый, второй от угла) сооружен во второй половине 1930-х по проекту харьковского архитектора Лукьянова на месте снесенных ветхих кузниц XVIII-XIX веков. Предназначался для рабочих и служащих завода «Воронежсельмаш». В то время был самым крупным и величественным жилым домом на Кольцовской улице. Имеет наибольшую художественную ценность во всем ансамбле. Этот дом задал масштаб застройки всему будущему ансамблю, сложившемуся в послевоенное время. Он был восстановлен в 1947-1948 годах.
На верхнем этаже – барельефы из белого цемента, которые изображают будни советских трудящихся. Автор барельефов – скульптор Борис Лавров, который во время строительства дома жил в Воронеже.
На барельефах – страна рабочих и крестьян. А значит, люди изображены при деле. Здесь вы не найдете томных барышень. Если женщины, то они трудящиеся. Дети также при деле: они всё время чем-то заняты, у них мяч, кораблик, самолетик.
Примыкающее к дому на Кольцовской угловое северо-восточное здание, которое заворачивает на улицу Плехановскую, построено в 1954-1956 годах по проекту архитектора Александра Миронова как продолжение здания 1930-х годов.
Первоначальный проект архитектора предусматривал повышенную угловую часть, от которой в середине 1950-х годов пришлось отказаться из-за борьбы с «излишествами в архитектуре» СССР.
К нынешнему времени большая часть дома (за исключением нежилых помещений первого этажа) сохранила свой облик. Фасад здания периодически «освежается».
По материалам: спецпроекта РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях, vif-vrn.ru.







