Описание окружающей местности

Воронеж – город достаточно старый, основанный в конце XVI века. Хотя регулярно появляться на страницах письменных источников он начал только после того, как Петр Великий избрал его базой строительства флота, все же история города известна достаточно хорошо. Но вот происхождение названия «Воронеж» так и остается невыясненным. При этом существует несколько версий, которые в разное время высказывались историками и краеведами.

Разнообразие теорий

Никакая Википедия не ответит любопытствующему на вопрос о происхождении слова «Воронеж» однозначно. Причина проста – оно не установлено. Пока существуют только более или менее убедительные версии. Они выдвигались разными людьми и, в основном, связаны с несколькими факторами природного и человеческого свойства:


водой;
черным цветом;
лесом;
защитой;
личностью.

Поскольку на территории Придонья племена и народы, населяющие местность, сменяли друг друга, версии появления названия «Воронеж» различаются еще и по «национальному признаку»:

славянские;
финно-угорские;
тюркские;
индо-иранские.

Все эти версии причудливо соседствуют и переплетаются друг с другом. Даже специалисты не берутся делать однозначный выбор, и историографические споры вокруг происхождения названия города «Воронеж» не стихают.

Город у реки

В большинстве случаев исследователи полагают, что название города напрямую связано с названием реки Воронеж, на которой он стоит. Река определенно древнее. Ее берега были заселены задолго до строительства города, и название таким образом было известно.


Академик Б.А. Рыбаков выделил в названии слово «онега» – то есть «водный поток». Оно предположительно тюркского происхождения. Корень «вор» академик возводит к старославянским диалектам и переводит как «ограда». Следовательно, если сделать перевод слова «Воронеж» на понятный язык, получается что-то вроде «водная преграда».

Немало имеется поклонников и теории более раннего происхождения названия города – они возводят его чуть ли не ко временам бронзового века, когда берега Дона населяли кочевые племена, предположительно — индо-иранского происхождения. Сторонники этой теории апеллируют к наличию одинаковых корней в географических названиях на всех территориях расселения древних кочевников и даже ссылаются на имя индуистского духа вод Варуны. Указывается и на древнеперсидское происхождение слова «Дон» – «вода».

Но у этой теории есть один недостаток. Кочевые народы не имели письменности. Их языки безнадежно мертвы, и даже о скифском (относительно «позднем» языке) мы имеем представление только по отдельным словам, упомянутым античными авторами (в первую очередь Геродотом). Но им ничего не стоило переврать «варварское наречие», либо в их родном языке просто могло не быть нужных для верной передачи чужого языка звуков и букв (каждый, кто попробует научить итальянца произносить «ы» или японца «л», сразу поймет, как велика проблема). Поэтому даже уверенность в том, что народы, населявшие берега Дона в районе современного Воронежа, принадлежали к индо-иранской группе относительна.

Очень простую, но не более аргументированную «водную» версию высказывает историк и краевед В.П. Загоровский в своей книге о топонимах Воронежской области. Он отталкивается от наличия и сейчас на ее карте реки Вороны и предполагает, что ранее такое название носили две водные артерии. Получалась «Ворона» и «Ворона ж», то есть «тоже Ворона». Но эта версия не подкреплена никакими доказательствами существования двух Ворон, и не объясняет, а почему вообще река могла стать Вороной.

Черный ворон

Существует теория, выдвинутая русским языковедом-славистом прошлого века И.И. Срезневским, что слово «Воронеж» этимологически связано со словом «ворон» (названием птицы), что происхождение слова «Воронеж» можно увязать с птицей вороном – она у славян имела символическое значение. А вороны в окрестностях города таки есть. В этом случае «Воронеж» следует понимать как «скопление воронья», «воронья стая». Однако чаще специалисты (в частности, М.Фасмер) полагают, что дело не в птицах. Точнее, имеет место обратная связь – и река, и город, и птицы получили свое название по одной и той же причине.


Данная теория возводит наименование к слову, означающему «черный» (сравним дополнительно: «вороной конь»). Тогда перевод названия будет «черная река». Это очень распространенный топоним: в Испании есть Рио-Негро, в Бразилии Риу-Негру, в США Блэк-Ривер, да и в России Черных речек множество. Источником названия тут выступает обычно либо цвет воды (темный, непрозрачный), либо цвет берегов. В Воронеже можно даже выбирать – и вода у реки темная, и окружают ее черноземы. Разновидность этой версии относит название «Воронеж» на счет «черных людей», то есть свободных крестьян, населявших берега реки в средние века. У Геродота упоминаются «черные плащи», а в русских летописях «черные клобуки», и эти народы теоретически могли проживать на берегах реки.

Недавно краевед Павел Попов выдвинул еще одну «черную» версию. По его мнению, значение слова «Воронеж» действительно следует понимать как «черная река», но цвет возводить не к особенностям воды и берегов, а к зеленым насаждениям на этих берегах. Вдоль Воронежа издревле росли дубравы, а типичное славянское название для таких рощ – «чернолесье». Дубравы на равнинной местности могли служить хорошими ориентирами, и вообще дуб – дерево полезнейшее.

В пользу «черной» версии говорит и тот факт, что славянам было свойственно использовать в топонимике наименования сакральных для них цветов. Принято это и у других народов. Кроме черного (очень популярного именно в славянской топонимике), священное значение обычно придавалось красному и белому цветам. Все слышали о многочисленных Белгородах, Белых горах и Белых скалах. Что до Воронежской области, тут есть Червленый Яр, Ржавец (от «ржавый», «рыжий», то есть красный), да и Белая гора своя имеется.

Имя человеческое

Кроме «вороньей» версии В.П. Загоровский выдвигает и другую, основанную на человеческом факторе. Его идею поддерживает писатель Л.В. Успенский. Состоит она в том, что название «Воронеж» происходит от имени собственного.


В древнерусских источниках известны имена типа «Милонег» или «Добронег». При склонении они давали в конце «-ж». Теоретически весьма вероятно и существования имени «Воронег». Если это был знатный человек, вождь, он мог основать поселение на берегу реки и назвать его своим именем. Затем наименование поселения перешло на реку.

Выдвигается и версия того, откуда родом мог быть сей вождь. Ученые уже обратили внимание на совпадение поразительно большого количества топонимов в Воронежской области, а также в Черниговской и Сумской областях современной Украины. В последней имеется даже собственный Воронеж — поселок городского типа (а название «Чернигов» опять заставляет вспомнить о черном цвете).

Черниговщина была одним из центров развития ранней славянской государственности. Вполне резонно предположить, что ее жители в поисках свободных земель переселялись на юго-восток (есть подтверждения, что все было именно так). Современная Сумская область изначально заселялась черниговцами – факт. Так почему не могло быть среди этих переселенцев некоего Воронега? Если имя стало родовым, то затем представители этого рода могли перенести его и на название крепости. Множество небольших поселений и крепостей времен расселения славян давно исчезли без следа, и источники не сохранили их названий. Но одно из них вполне могло перейти и на реку, на берегу которой крепость стояла.

Лесная версия

В мордовском языке «вир» означает «лес». В древнефинском имеется корень «вур» – тоже лес. В современном языке коми «ворайн» – опять же лес. Если отталкиваться от таких корней, получится «лесная река». Некоторые специалисты полагают, что тут имело место смешение языков: к угро-финскому «вур» добавилось тюркское «онуза» («онега») – вода. Вместе получается «лесная река».


«Лесное» влияние видно и в упоминавшейся выше версии П.Попова, считающего, что «черными» в Придонье были леса, а не воды.

Надежная защита

Заслуживают внимания и «защитные» варианты происхождения названия города. Эти теории объясняют значение слова «Воронеж» безопасностью данной местности.


На это намекает версия академика Рыбакова («вор» — ограда), так как позволяет перевести название не только как «водная преграда», но и как «водная ограда», «водная стена». А.В. Кожемякин возводит происхождение слова «Воронеж» к мордовским «вур» и «неже» – лесная защита.

Но самую интересную информацию «подкинула» историкам карта 1694 года (то есть просвещенного петровского времени). На ней изображен участок реки, город и даже Адмиралтейский храм. Но что интересно – «Воронежем» петровский картограф поименовал только реку! Название же крепости на карте обозначено как «город хоронеж»! Почерк, которым сделаны подписи, вполне четок, перепутать «в» и «х» невозможно.

Таким способом этот неизвестный картограф предложил иную версию происхождения названия именно города, а не реки. Река Воронеж впервые упомянута в летописи под 1177 годом, и картографу было бы сложно не знать ее наименования. Но вот город-то как раз до Петра популярностью у писателей не пользовался. А в версии петровского автора видим корень «хорон-» (сравним: «схрон», «хранить»). Получается «хранящий город». Таково было важнейшее назначение городов в неспокойные времена – давать за своими стенами убежище окрестному населению в случае нападения врага! А спокойным местом Придонье точно не было.

Версия народная

Народная этимология выводит название города от ворона и ежа; якобы славяне назвали так реку в честь своих племён, названных в свою очередь в честь соответствующих животных. Наукой данная версия всерьёз не рассматривается, и получается, что до сих пор никто точно не знает, откуда взялось слово «Воронеж».


Новая символика

Однако, не смотря на обилие более весомых версий, в качестве новомодной региональной арт-символики были выбраны ежи, появившиеся ко Дню Города в 2024 году!

Увидеть необычные фигурки, выполненные из латуни, можно в парке Победы в Коминтерновском районе. Их изготовила скульптор Наталья Мавринская. А эскизами послужили рисунки воронежских школьников. В июне 2024 г. ребята присылали свои работы на конкурс рисунка «ВоронЁЖ». Самые креативные творения позднее стали эскизами будущих скульптур. Непосредственно процесс их изготовления занял около двух месяцев.

Всего в парке установлено пять сказочных ежат: ёжик с мамой, ёжик с сердцем, ёжик с одуванчиком, ёжик-волшебник, и даже ёжик-ананас. Их авторы –Лёня Балакин (4 года 11 месяцев), Ангелина Золотарёва (10 лет), Злата Швецова (12 лет), Полина Саблина (7 лет), Диана Левашова (5 лет).
Автор и исполнитель проекта – администрация торгового центра «Арена». 


По материалам: 2vrn.ru, tv-gubernia.ru, wiki.


Респектище и огромное спасибо Lyuka за информирование о появлении ёжиков!

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться