Арт-объект Анатолию Мариенгофу [VI/34987]
Описание окружающей местности
Каждый из нас придумывает свою жизнь, свою любовь и даже самого себя
(А. Мариенгоф, "Циники")
Наверное, для большинства из нас имя Анатолия Мариенгофа известно лишь в связи с тем, что он был лучшим другом Сергея Есенина. Ну или самым большим врагом - это уж как посмотреть, если взять во внимание скандальный "Роман без вранья" о жизни Есенина, написанный Мариенгофом. Но вот как самодостаточного писателя и поэта, без привязки к Есенину, Мариенгофа сейчас мало кто знает. Кстати, косвенно об этом, например, говорит тот факт, что где находится могила Есенина, скажут, пожалуй, все, а где упокоился Мариенгоф, мало кто знает. И это очень несправедливо по отношению к Мариенгофу - на самом деле, в первой четверти прошлого века эти два поэта были если и не равновеликие, то уж точно сопоставимые по своему таланту и популярности.
Один из будущих сооснователей "Ордена имажинистов" родился летом 1897 года в Нижнем Новгороде. Отец его, Борис Мариенгоф, был родом из прибалтийских евреев, но, переехав из Митавы (ныне латвийский город Елгава) в Нижний Новгород, крестился в православии, стал купцом второй гильдии и женился на дворянке Александре Хлоповой. Оба родителя Мариенгофа увлекались музыкой, театром, литературой и передали свою любовь к искусству и своему старшему ребёнку. Ещё в детстве Анатолий начал писать стихи, в которых чувствовалось подражание символистам, но его отец обычно подвергал их жёсткой критике. В Нижнем Новгороде Мариенгоф учился в Нижегородском дворянском институте императора Александра II. Учёба давалась ему тяжело, особенно точные науки. Зато ещё в третьем классе он начал издавать рукописный журнал "Сфинкс", где и размещал свои стихи. Впрочем, одноклассники их не поняли, а юному поэту дали кличку "Пушкин", из-за чего он с ними постоянно дрался и попадал в карцер. И он, скорее всего, остался бы на второй год, но в 1913 году умерла его мать, а отца пригласили работать в Пензу - стать представителем английского акционерного общества "Граммофон".
В Пензе Мариенгоф поступил в частную гимназию, где тоже начал издавать журнал, названный им "Мираж". Очевидно, в Пензе его соученики были более воспитанными, и никаких прозвищ он там не получил, хотя журнал состоял, в основном, из его стихов и рассказов.
На летних каникулах 1914 года Мариенгоф в качестве юнги отправился на шхуне "Утро" в поход по Балтийскому морю. Он побывал в Стокгольме, Мальме, Копенгагене и даже получил удостоверение матроса. Целью этого похода был полуостров Ханко (Гангут) на северном побережье Балтики, где должны были состояться торжества по случаю 200-летия Гангутской битвы. Но началась Первая мировая война, торжества были отменены, шхуна затоплена, а экипаж вернулся домой по железной дороге. Сразу по возвращении в Пензу Мариенгоф решил пойти добровольцем на фронт, но отец велел ему сначала окончить гимназию. И лишь в 1916-м поэт, получив аттестат, сразу ушёл в армию - в инженерно-строительные войска, занимавшиеся сооружением траншей третьей линии, прокладыванием дорог и строительством мостов через мелкие речки. От скуки Мариенгоф тогда написал свою первую пьесу в стихах - "Жмурки Пьеретты", которая там же, практически на фронте, и была поставлена.
В октябре семнадцатого, когда Мариенгоф направлялся с фронта в отпуск, произошла революция. Мариенгоф, естественно, из отпуска уже на фронт не вернулся, решив полностью посвятить себя литературе. Уже на следующий год он издал свою первую книгу - сборник стихов "Витрина сердца". Тогда же во время восстания белочехов случайной пулей был убит его отец. Мариенгофа больше ничего в Пензе не держало, и он уехал в Москву. По совету своего двоюродного брата Бориса, у которого он в Москве остановился, Мариенгоф решил показать свои стихи тогдашнему главному редактору газеты "Правда" Николаю Бухарину. Будущий "враг народа" к стихам отнёсся довольно скептически, но пригласил Мариенгофа работать в издательство ВЦИК, которое по совместительству также возглавлял. В этом издательстве и встретился впервые Мариенгоф с Есениным. Они подружились, а вскоре и стали жить вместе, в одной квартире. Мариенгоф познакомился и с другими московскими поэтами: Вадимом Шершеневичем, Борисом Пастернаком, Рюриком Ивневым.
С Есениным Мариенгоф много путешествовал по стране. Они вместе побывали в Петрограде, в Ростове-на-Дону, Харькове, на Кавказе. В Петрограде, к слову, произошла забавная ситуация, когда они приехали туда осенью 1921-го из жаркой Москвы, не взяв даже никаких головных уборов. А в Питере шёл холодный дождь, и два поэта решили обзавестись кепками или шляпами, чтобы от него защититься. Но любые предметы одежды тогда продавались лишь по ордерам, выданным на производстве. У Есенина и Мариенгофа, разумеется, этих ордеров не было, и они смогли приобрести лишь оставшиеся в одном магазинчике ещё с дореволюционных времён цилиндры. Так они и вернулись в Москву, в этих цилиндрах, эпатировав публику. Они посвящали друг другу стихи и поэмы. Так, есенинская драма "Пугачёв", одна из самых известных его поэм "Сорокоуст", стихотворение "Я последний поэт деревни" вышли с посвящением Мариенгофу. В 1923 году произошла ссора Мариенгофа и Есенина, и в дальнейшем их отношения так должным образом и не наладились, хотя попытки примирения были.
Есенин умер в Ленинграде, а через два с небольшим года из Москвы в город на Неве навсегда переехал Мариенгоф. Его жену, Анну Никритину, главный режиссёр Ленинградского большого драматического театра Андрей Лаврентьев пригласил в свой театр. И хотя уже через год Лаврентьев покинул пост главного режиссёра, Никритина была востребована и следующими худруками, у неё было множество ролей и возвращаться в Москву они с мужем не собирались.
Мариенгоф, в отличие от жены, востребован не был. После смерти Есенина он практически перестал писать стихи, перешёл на прозу. В 1926 году он опубликовал "Воспоминания о Сергее Есенине", а через год вышел уже упоминавшийся мною "Роман без вранья", который поклонники "рязанского соловья" тут же назвали "Враньём без романа". Есенин в нём предстал перед читающей публикой не иконой, а живым человеком. Даже, пожалуй, слишком живым, чего его почитатели Мариенгофу простить не смогли и по сей день.
А в 1928 году в берлинском издательстве "Петрополис" был напечатан роман Мариенгофа "Циники", о котором позже Иосиф Бродский сказал: Одно из самых новаторских произведений в русской литературе века как по своему стилю, так и по структуре. В сороковые и пятидесятые годы Мариенгоф писал пьесы и даже оперные либретто, работал на радио, написал ещё одну автобиографическую книгу - "Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги".
Анатолий Борисович Мариенгоф умер 24 июня 1962 года - по совпадению, в свой день рождения по старому стилю. Он был похоронен на Богословском кладбище Ленинграда. Через двадцать лет рядом с ним упокоилась и Анна Никритина.
Использованы материалы из открытых источников.




