Белые колонны [MV/34952]
Описание окружающей местности
Вичуга – город белых колонн.
Для небольшого городка количество белоколонных зданий и впрямь удивительно. Благодарить за это нужно промышленника Александра Ивановича Коновалова, чьим попечением в Вичуге строились не только величественные корпуса приносящих ему доход фабрик, но, как сейчас говорят, социальная инфраструктура.
Современный город Вичуга (30 тыс. жителей) слился в 1925 из трёх соседних населённых пунктов, в каждом из которых находились крупные текстильные предприятия – в Бонячках фабрика Коноваловых, в Тезине – Разорёновых, в Гольчихе – Миндовских. Все три фабрики существуют и сейчас, благодаря им Вичугу можно назвать одним из наиболее ярких образцов фабричных городков «русского Манчестера». Центр Бонячек в 1910-х был реконструирован по инициативе промышленника Коновалова – здесь был создан новый для той эпохи «город-сад» с отдельными коттеджами для части рабочих и крупными общественными зданиями в формах неоклассицизма. Эффектный колонный портик получил даже фабричный корпус, обращённый к Коноваловскому пруду. Здесь же стоит компактная Воскресенская церковь (1904) в византийском стиле. В Тезине, в южной части города, находится наиболее яркая постройка Вичуги – ещё одна Воскресенская церковь, на этот раз построенная на средства промышленника И.А. Кокорева в 1908-1911 по проекту И.С. Кузнецова в память его погибшей в огне дочери Лидии. Это огромный храм из красного кирпича в неорусском стиле, украшенный крупными майоликовыми панно. Сюда непременно зайдите и полюбоваться на необычную архитектуру, и найти ответ
Для Вичуги основным «градообразующим фактором» стало наличие текстильных фабрик, вокруг которых со временем сложился весь комплекс современной инфраструктуры. Поэтому история развития города неотделима от истории местных промышленных предприятий.
Центральное место в истории предприятий Вичуги принадлежит мануфактуре, основанной в 1812 г. в деревне Вонячка (позднее- Бонячки) Кинешемского уезда крепостным крестьянином помещика Хрущёва Петром Кузьмичем Коноваловым, который начал в 1806 свой бизнес с раздачи пряжи крестьянам для надомной работы. Разруха Отечественной войны и пожар Москвы двенадцатого года погубили подмосковное ткачество и создал условия для рождения ивановской прядильно-ткацкой промышленности. К 1841 году уже свободный промышленник Коновалов на своих двух фабриках – столового белья и бумажно-красильной – производил, кроме популярной тогда китайки (плотной ткани синего или вишнёвого цвета, пользовавшейся большим спросом), миткаль, коленкор, канифас, нанку, льняные скатерти и салфетки. Продукция коноваловских фабрик реализовывалась не только в Москве, центральной России, но и в Сибири, на Кавказе и даже за границей. Многочисленные награды всероссийских выставок подтверждали её высокое качество. В моих любимых романах об истории Поволжья Мельников-Печёрский писал:
«Выискался смышленый человек… Коноваловым прозывался, завел небольшое ткацкое заведение, с легкой руки его дело и пошло, и пошло. И разбогател народ… Побольше бы Коноваловых у нас было – хорошо народу бы жилось.»
После отца семейное дело достойно продолжил и развил сын Александр, обладающий наряду с деловой хваткой и пониманием роли рабочих ресурсов в прибыли предприятием. Он много делал для благополучия рабочих, справедливо полагая, что довольный профессиональный работник гораздо больше принесет на пользу предприятия. Коновалов первым внедрил на своём производстве паровые двигатели, построил новую механическую ткацкую фабрику, оснащённую современными английским станками от 84 при открытии в 1864 году до 813 штук к 1870 году. В том же году основал современную красильно-отделочную и отбельную фабрику.
К 1879 году годовой объём производства коноваловских фабрик достиг 1 660 400 рублей, а число рабочих — 2000 человек. К 1880 году годовой объём производства превышал 2 миллиона рублей (по сравнению с 50 тысячами при отце), на предприятиях работало около 2200 человек, и ещё около 2000 крестьян в окрестных деревнях обрабатывали пряжу для Коноваловых на дому.
А. П. Коновалов продолжал получать награды на выставках (1868, 1870, 1882). Он также активно занимался благотворительностью, направляя средства на улучшение жизни рабочих и развитие образования. П. И. Мельников-Печерский писал и о нём:
«Слыхал я про Коновалова; добром поминают его по всему околотку, по всем ближним и дальним местам; можно про такого человека сказать: сеял добро, посыпал добром, жал добро, оделял добром, и стало его имя честно и памятно из рода в род.»
Александр Петрович способствовал развитию инфраструктуры региона. Считается, что благодаря его влиянию железная дорога от Иваново-Вознесенска на Кинешму прошла через Вичугу. В 1887 году Коноваловы проложили первую в регионе телефонную линию протяжённостью 25 вёрст, соединившую фабрики в Бонячках и Каменке — через пять лет после появления телефонов в столицах и раньше, чем во многих других городах России и даже в Японии.
Наибольшего расцвета дело Коноваловых достигло при внуке А.П. Коновалова – Александре Ивановиче, который был незаурядным человеком, прогрессивным промышленником, видным политиком:
Получив прекрасное образование — физико-математический факультет Московского университета, школа прядения и ткачества в Мюльхаузене (Эльзас), стажировки на предприятиях Германии и Франции — он возглавил правление Товарищества в 1897 году в возрасте 22 лет.
Александр Иванович внедрил на фабриках передовые технологии и методы организации труда, что позволило вывести «Товарищество мануфактур Иван Коновалов с сыном» в число лидеров российской текстильной промышленности. Производство постоянно расширялось. К 1900 году мощность прядильной фабрики достигла 65 000 веретён. В 1912 году, к столетию фирмы, годовой объём производства достиг 11 миллионов рублей. Общие производственные мощности Товарищества к этому времени составляли: 72 796 прядильных и 6 696 крутильных веретён, 2 237 механических ткацких станков. Была создана широкая сеть сбыта с отделениями в Минске, Коканде, Ташкенте, Ростове-на-Дону, Владивостоке и Варшаве.
А. И. Коновалов участвовал и в других крупных проектах: был одним из основателей и первым директором правления завода "Электросталь", членом совета Московского банка, акционером Московского промышленного банка и Товарищества «Русскокраска».
Он был известен своей прогрессивной социальной политикой. В 1900 году Коновалов ввёл на своих фабриках 9-часовой рабочий день, отменил ночные смены для женщин и подростков, отказался от использования детского труда, повышал заработную плату и построил в Бонячках обширную сеть социальных учреждений.
Александр Иванович активно занимался политикой: был депутатом IV Государственной думы (1912—1917), членом Прогрессивной партии и Прогрессивного блока. Во Временном правительстве 1917 года занимал посты министра торговли и промышленности и заместителя министра-председателя.
В личной жизни А. И. Коновалов, высокий и обаятельный человек, увлекавшийся музыкой (брал уроки у С.В. Рахманинова), был женат дважды. Первый брак (1899) с Надеждой Александровной Второвой, сестрой крупнейшего российского промышленника Н.А.Второва, закончился разводом в 1905 году. Сын от этого брака, Сергей (род. 1899), остался с отцом. Позже Коновалов состоял в отношениях (возможно, в браке) с француженкой Жанной Фердинандовной, бывшей гувернанткой.
Александр Иванович Коновалов был арестован вместе с другими членами Временного правительства 25 октября (7 ноября) 1917 года и заключён в Петропавловскую крепость. В начале 1918 года он был освобождён и вскоре эмигрировал во Францию, где активно участвовал в жизни русской эмиграции, помогал беженцам. В 1940 году, как противник нацизма, покинул оккупированную Францию и жил в США. В 1947 году вернулся во Францию, где и умер в 1949 году. Похоронен на кладбище Сент-Женвеьев-де-Буа.
Жемчужиной архитектуры, являющейся визитной карточкой города, и ярким примером неоклассицизма, считается здание Дворца культуры, возведенного на средства фабриканта-мецената Александра Ивановича Коновалова. Коноваловская больница и Вичугский музей являются частью ансамбля зданий, построенных в 1912 году. Уникальным сооружением является Бетонный корпус здания фабрики имени Ногина. Его колонны имеют высоту 17м и толщину 2,7м. И одно из последних зданий комплекса - это бывшие ясли имени Е.И.Коноваловой, предназначенные для детей рабочих фабрики (в настоящее время здесь расположен торговый центр). Исторические здания Вичуги спроектированы выдающимися архитекторами своего времени: мастером промышленной архитектуры И. С. Кузнецовым, яркими представителями неоклассицизма И. В. Жолтовским и В. Д. Адамовичем и одним из основоположников конструктивизма В. А. Весниным. И самое приятное – все это не заброшки, все здания в разной стадии наполненности жизнью и деятельностью.
Вот впечатливший меня список построенных фабрикантами для своих рабочих зданий и социальных объектов «города-сада»:
Жильё для рабочих и служащих:
- Казармы для рабочих: бесплатные для одиноких (отдельно мужская и женская) и семейных. Семейные казармы имели отдельные комнаты для каждой семьи, общие кухни с печами и погребами, были оснащены электричеством, центральным отоплением и вентиляцией. Здание женского общежития построено в 1912 году.
- Рабочие посёлки: Два посёлка (Кооперативный, Первомайский) из отдельных деревянных домов для семейных рабочих. Дома (от 2 до 5 комнат, с кухней, сенями, чуланом, уборной) продавались рабочим в рассрочку на 12 лет (т.н. «коноваловская ипотека») по цене от 750 до 1200 рублей. К каждому дому прилагался сад и огород, саженцы для которых выдавались бесплатно из фабричного питомника. (Примечание: часть Кооперативного посёлка датируется 1925—1930 годами, т.е. относится уже к советскому периоду, но концепция восходит к дореволюционным планам).
- Дома для служащих: Два родовых дома Коноваловых (постройки сер. XIX в.), позже использовавшиеся под контору, общественное собрание и квартиру для приездов владельца. Отдельные особняки для старших служащих и инженеров, построенные в стиле неоклассицизм. Два одинаковых особняка для старших инженеров (один ныне — Вичугский художественный музей) и особняк главного инженера (ныне — Вичугский краеведческий музей). Посёлок для медицинского персонала «Сережино» (назван в честь сына А. И. Коновалова), состоящий из нескольких особняков рядом с больницей.
Социальные объекты:
- Фабричная баня.
- Столовая и кухня для работников фабрики.
- Детские ясли имени Екатерины Ивановны Коноваловой (матери А. И. Коновалова). Рассчитаны на 160 мест. Здание в виде дворца построено в 1912—1917 годах по проекту архитекторов В. Д. Адамовича и И. В. Жолтовского.
- Старшая школа для детей рабочих (1912)
- Народный дом (ныне Городской дом культуры). Построен по проекту архитектора П. П. Малиновского в 1915 году, окончательно отделан в 1923—1924 годах по проекту архитектора В. А. Веснина. Монументальное здание в стиле неоклассицизма, включавшее театральный зал с хорошей акустикой (А. И. Коновалов был музыкантом), библиотеку, читальный зал, чайную и другие помещения. Считается прообразом многих советских ДК.
- Больничный комплекс (1912). Построен к 100-летию фирмы по проекту И. В. Жолтовского. Считался одним из лучших в России, имел хирургическое, терапевтическое, родильное и сифилитическое отделения, рентгеновский кабинет, свето- и водолечебницу. Годовые расходы на содержание составляли 65—70 тыс. рублей.
- Убежище для хронических больных и престарелых рабочих имени А. П. Коновалова (богадельня).
- Воскресенская («Белая») церковь (1904). Построена А. И. Коноваловым в память об отце. Храм в византийском стиле, предположительно по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Рассчитан на 600 прихожан, имел иконостас из белого мрамора. Рядом был построен дом для священнослужителей.
- Фабричный парк. Благоустроенный парк с аллеями, газонами, скамейками, фонтаном, площадками для отдыха и спорта (теннис, крокет, кегельбан), где дважды в неделю играл фабричный оркестр. В парке были высажены разнообразные деревья, включая сибирские кедры.
- Сберегательная касса и Потребительское общество.
Именно на фабрике Коновалова ткачихи Евдокия и Мария (более известные Дуся и Маруся) Виноградовы установили несколько мировых рекордов производительности труда и стали зачинательницами Виноградовского движения и символами «нового человека». Евдокия Виноградова послужила прототипом героини Любови Орловой в фильме «Светлый путь», а в кадрах кинокартины появляется вичугская фабрика.







