Описание окружающей местности

В селе Ира существуют легенды, передаваемые из поколения в поколение, связанные с ирской церковью.

Одна из них гласит  о том, как и почему была устроена именно Покровская церковь в селе Ира Кирсановского района Тамбовской области.

«Пресвятая Богородица ходила по окрестным селам, и, устав, стала стучаться в дома с просьбой пустить Ее на ночлег. Но никто ей не открыл двери, и не приютил, не приветил. Она, найдя стог сена в поле, села на него и заплакала, сетуя на людское жестокосердие. Увидев это, пророк Илия послал на село гром и молнию, которая попалила здания. Люди в панике стали взывать к небу  и каяться. Тогда, увидев это, Пресвятая Богородица распростерла Свой Честной Аммофор и пожар прекратился. В благодарность за это и была построена Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

Начало строительства

В истории церковного строительства на Тамбовщине выделяются периоды массового сооружения храмов: конец ХVIII столетия, середина и конец ХIХ века и начало ХХ столетия.   Пожары многократно уничтожали деревянные сооружения, и поэтому, с середины ХVIII века тамбовские строители обратились к возведению каменных церквей.

Каменная однокупольная, теплая церковь была построена в 1896 году на высоком берегу реки Ира.

Престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство каменных храмов в конце ХVIII столетия было дорогим удовольствием, доступным в основном, богатым дворянам. Значительная часть храмов Тамбовской губернии строилась на средства почетных потомственных граждан. Церковь в селе Ира была построена на средства купца Москалева. Имена строителей и архитекторов неизвестны, проекты и сметы давно уничтожены временем.

Строили церковь не только на средства Москалева, но и на добровольные пожертвования крестьян – местных жителей. Принимали участие в этом и чиновник Карпов, а также дочь генерала Рейтер, в замужестве княгиня Оболенская, поместие которой располагалось рядом (сейчас это село Ленинское). Дочь Марии Константиновны Оболенской была замужем за сыном помещика Москалёва.

Дуб для перерубов год морили в реке Ира. Помнят в селе Ира о том, что кирпич и раствор делали на яичном белке, смешанном с известью. Яйца собирали по всему селу.

Церковь в советский и постсоветский период

 Февраль 1917г. Поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Впервые со времен ПетраI церковь освобождалась от подчинения государству. Руководство церкви признало Февральскую революцию, и теперь ей корены образом предстояло изменить свою жизнь. И эти перемены начались.

20 января 1918 года Совнарком принял декрет о свободе совести, который «отделял церковь от государства», «отделял школу от церкви» и лишал церковь и различные религиозные общества иметь собственность. Все имущество церкви должно было перейти в распоряжение государства.

Власти всячески поддерживали антицерковные настроения в обществе. Духовенство подвергалось арестам, храмы массово закрывались.

В 1928 году была закрыта церковь Покрова в селе Ира. C церкви  был снят крест. Крест на храме был сделан из зеленого толстого стекла и в солнечную погоду свет его был виден за многие километры. Из воспоминаний Данилиной Е.И.: «У тех, кто пришел, чтобы снять крест с купола, долго ничего не получалось, а когда все-таки удалось столкнуть его, падая, он вошел глубоко в землю. С огромным трудом его вытянули.  Когда крест разбили, многие подбирали его кусочки и хранили их дома как святыню».

Возле храма размещалось кладбище, которое распахали и перенесли на место, где проходила трасса, а дорогу сделали возле храма.

В здании храма устроили склад, для рядом стоящего, магазина – в первой половине, а во второй половине дробилку для переработки зерна. В подвале, где раньше было устроено отопление – инкубатор.

В амбаре, ранее принадлежащем храму, в первой части – клуб, во второй – шерстечесалку. (Здание не сохранилось). Не сохранилась каменная ограда, украшенная металлическими штырями, колокольня, на которой было 3 колокола. Маленький колокольчик отдали в школу, для звона на уроки. Не сохранилась пушка, из которой палили на праздники. До нашего времени сохранилось полуразрушенное здание храма, захоронение священника Ивана Кедрова и его дочери возле храма (дочь умерла от чахотки в отроческом возрасте). В настоящее время захоронение облагорожено.

3 июня 2012 года Забродина Маргарита Федоровна, проживающая в г. Тамбове вернула в церковь одну из уникальнейших икон, ранее принадлежащую церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Вот что рассказала об этом Шевцова Галина Ивановна – член приходского Совета церкви: «Забродина Маргарита Фёдоровна – дочь Банникова Ф.П. и Банниковой П.А. (в девичестве - Волчковой), которые до 1941 года проживали в с. Ира Кирсановского района. По рассказам Маргариты Федоровны, ее родители были в дружеских отношениях с семьей священника Кедрова. Икона, которую сохранила эта семья – уникальна. Написана икона была за 60 лет до открытия церкви в селе Ира – в 1836 году. Икона в тяжелом деревянном окладе, потемневшем от времени, местами рассохшемся, но в идеальном состоянии. Название иконы никто не знает.

На иконе изображен Александр Невский и Иосиф Песнописец. Икона интересна тем, что только на этой иконе эти святые вместе. Иосиф Песнописец – христианский святой, названный патриархом Фотием «отцом отцов, «ангелом Божиим» и Александр Невский, благоверный князь, официально канонизированный русской церковью, жили в совершенно разные эпохи, в разных государствах. Почему эти святые на иконе изображены вместе – до сих пор никто не знает»...

Согласно воспоминаниям, при церкви была еще и пушка (!), из которой палили на праздники.

Церковь сейчас

В настоящее время небольшая храмовая композиция включает в себя восьмигранный объем, завершенный высоким куполом и крестом. С востока к нему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - трапезная под двухскатной кровлей и притвор. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует, в ней совершаются регулярные Богослужения

Источники: тут и тут 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться