Слюдянка – фронту: школа военных водолазов [VI/34936]
Описание окружающей местности
Первое упоминание о школе водолазов, готовившей специалистов в городе Слюдянке, было в книге Владимира Петровича Силантьева «Слюдянцы в тылу и на фронте», изданной в 2000 году. В ней было напечатано всего три строчки об эвакуации в годы войны школы военных водолазов из Балаклавы в Слюдянку. Также упоминается писатель-маринист Анатолий Соболев, бывший курсант водолазной школы.
В 2010 году эту тему решила исследовать ученица слюдянской школы №2 Анна Баронина. К сожалению, всё, что касалось школы водолазов, было ещё тайной: документы, связанные с ней и с тем периодом, только-только начали рассекречивать. Сведений оказалось очень мало, поэтому исследовательская работа «Я расскажу о моряках» в основном была посвящена творчеству писателя Анатолия Пантелеевича Соболева, выпускника школы водолазов в городе Слюдянке. Он ушел на фронт добровольцем в 17 лет. Обучался водолазному делу на озере Байкал, в Слюдянке. Затем служил матросом-водолазом на Северном и Балтийском флотах. Во время войны провел 3000 часов на морском дне, поднимая с товарищами корабли, орудие, баржи с минами и снарядами и … даже людей… В своих произведениях Анатолий Пантелеевич сумел рассказать о героической службе матросов-водолазов во время войны. «Главное в жизни водолаза – держать нервы в кулаке», – писал автор. В повести «Пятьсот–веселый» писатель рассказывает о событиях, которые происходили непосредственно в Слюдянке, когда он был молоденьким курсантом водолазной школы. Его рассказ – правдивое свидетельство очевидца и участника тех далеких тяжелых и героических дней.
Историческая справка
Первая и единственная в России школа водолазов была создана 5 мая 1882 года по указу Императора Александра III в Кронштадте и была первым и единственным в мире учебным заведением, где готовили специалистов водолазного дела. На обучение в школу принимались лица офицерского состава и нижние чины. За первые четыре года своего существования школа подготовила около 200 квалифицированных водолазов из нижних чинов и 40 водолазных специалистов из офицерского состава.
С 1919 года по 1928 год школа сменила несколько мест своей дислокации: Петроград, Саратов, Казань, Вольск, Кронштадт, Балаклава.
В 1928 году школа водолазов была объединена с Балаклавскими водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). С 1931 по 1941 год школа водолазов именовалась Военно-Морским водолазным техникумом. В нём проходили подготовку водолазы ЭПРОНа. При нём также существовали командирские классы, в которых обучался командный состав. Окончившим курс подготовки присваивалось звание водолазного специалиста.
В октябре 1941 года, когда враг вплотную подошёл к Севастополю, школа водолазов была передислоцирована сначала в Астрахань, а затем в город Слюдянка на берегу озера Байкал.
Путь занял много времени. В Слюдянку отправили 8 вагонов, путь их движения был очень сложный: это был путь и водный, и железнодорожный. И только в конце сентября школа добралась до Слюдянки. В октябре 1942 года занятия в школе возобновились. И по ноябрь 1944 года продолжалась подготовка военных водолазов.
Для размещения школы водолазов было выделено несколько зданий: клуб железнодорожников, интернат школы №51, здание около райвоенкомата. Хозяйственным способом личный состав построил ряд вспомогательных помещений, тренажёров, макетов (некоторые макеты носили капитальный характер, например, затапливающийся отсек корабля и разборный макет танка).
Налаживание учебного процесса на неподготовленном месте потребовало больших усилий личного состава отряда, местных партийных и советских органов. На озере не было причалов, не хватало плавсредств. В зимнее время на льду строились утеплённые домики, делались проруби, производились в тридцатиградусный мороз тренировочные спуски учеников под лёд. В суровых сибирских условиях выполнять практические задачи было очень трудно: отказывали клапаны, промерзали и рвались водолазные рубахи, в шлангах появлялись ледяные пробки. Проделанные во льду майны тут же схватывались льдом. Но и в таких экстремальных условиях занятия проводились по полной программе. Над прорубями–майнами ставили палатки, внутри которых постоянно топились печки–буржуйки. Рубахи и шланги водолазов перед спуском под лёд на глубину до 45 метров обливали горячей водой. Преподаватели так вели учебный процесс, чтобы ни одна минута не пропала даром! Благодаря усилиям самоотверженных людей отряд водолазов успешно справился со всеми трудностями и подготовил большое количество квалифицированных кадров, столь необходимых в суровых условиях военной поры: всего на Байкале было подготовлено 1003 специалиста для армии и флота – это были матросы–водолазы, водолазные офицеры, водолазы–электросварщики, а также такелажники.
После освобождения Крыма в 1944 году школа водолазов вернулась в Балаклаву, а в 1957 году была перебазирована в бухту Карантинная, в Севастополь, где и находится по настоящее время.
За все время своего существования школа подготовила около 86 тысяч квалифицированных водолазов. Пять выпускников школы удостоены звания Героя Советского Союза, это контр-адмирал Трипольский А.В., капитан 1 ранга Державин П.И., подполковник Филоненко П.Е., летчик-космонавт Рождественский В.И., водолаз-глубоководник Солодков Л.В. Водолазы Символоков А.Ф. и Миллиант С.С. удостоены звания Героя социалистического труда, 12 специалистов водолазного дела стали Лауреатами государственной премии, тысячи водолазов награждены орденами и медалями.
В декабре 2009 года из состава учебного центра флота отдельно выделена 17-я военно-морская школа младших специалистов имени адмирала Ф.С. Октябрьского.
На данный момент 17-я школа – единственное учебное заведение, которое готовит водолазов для всего военно-морского флота России.
Школа за один учебный период (в году их два) готовит 160 специалистов. Берут в курсанты лиц, как минимум имеющих полное среднее или средне-специальное образование.
Специальности таковы: водолаз, водолаз – сварщик, инструктор – водолаз, водолаз – глубоководник, водолаз – разведчик специального назначения, подводного минирования и подводно-технических работ. Кроме того в школе готовят специалистов аварийно-спасательных и судоподъемных работ в количестве 60 человек ежегодно (два набора по 30 человек).
Если ранее срок обучения для водолазов составлял пять месяцев, а для водолазов-глубоководников – семь месяцев, то сейчас он для всех един – пять месяцев. В программе подготовки подверглись сокращению общекорабельная подготовка, знание морского дела (это матросы получат потом, после распределения на корабли), приоритет отдан именно водолазному делу. Из отвлекающих процедур остались внутренние наряды и два-три раза в месяц гарнизонные караулы на гауптвахте.
Отбор кандидатов для обучения по водолазным специальностям производится на приемно–технической комиссии флота по различным критериям. Руководящими документами определен отбор для обучения только лиц, имеющих полное среднее или техническое образование, имеющих высокий уровень нервно–психической устойчивости, кандидаты проходят профессионально-психологическое тестирование и военно-врачебную комиссию, которая предусматривает проведение:
1. Исследований барофункции ушей и околоносовых пазух.
2. Определение устойчивости к декомпрессионному газообразованию.
3. Гипоксической пробы.
4. Проверку чувствительности к токсическому действию кислорода.
5. Проверку чувствительности к азотному наркозу.
Дополнительные требования к физическому развитию и состоянию здоровья кандидатов для обучения водолазной специальности и штатных водолазов:
Для водолазов–глубоководников предел роста от 170 до 185 см, для водолазов от 170 см до 180 см.
В описании использованы следующие материалы:
1 2 3






