Описание окружающей местности

«Музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естественного, произведенного слепою силою, а также и искусственного, произведенного полусознательною силою народов». Николай Федоров – русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор (1829–1903).

В Гунибе есть не только крепость и мемориал «Белые журавли», но и свой историко-краеведческий музей. Не каждый поселок может похвастаться такой достопримечательностью. Но это место историческое – здесь закончилась Кавказская война, поэтому в музее можно узнать, как об истории Кавказской войны, так и об особенностях быта дагестанцев. 

У нынешнего Гунибского музея был предшественник – музей при центре дополнительного образования. Экспонаты для него собирали юные краеведы – воспитанники директора центра Патимат Алискандиевой. Они узнавали подробности жизни земляков-участников Великой Отечественной и Афганской войн, раскапывали неизвестные страницы летописи родного Гунибского района, писали очерки и иллюстрировали фотографиями исторические альбомы. Но однажды в здании, где всё это хранилось, случился пожар, перечеркнув почти весь исследовательский труд ребят и Патимат Халиловны.

Но интерес к истории родного района у ребят не пропал. Краеведческая и поисковая работа снова закипела. В 1997 году была организована выставка к 90-летнему юбилею уроженца Гуниба, первого Героя Советского Союза из Дагестана Магомеда Гаджиева. Именно он во время Великой Отечественной войны показал, как подводные лодки типа «К» могут давать бой неприятельским судам на поверхности. Обнаружив пробоину, он отдал команду на всплытие, после чего подводники отразили атаку трёх немецких кораблей, потопив два из них. Вернувшись из похода, подлодка дала победный орудийный залп, заложив новую традицию на подводном флоте. За этот подвиг Магомеда Гаджиева представили к званию Героя, но присвоили его уже посмертно. 12 мая 1942 года его подлодка, атаковав противника, была потоплена глубинными бомбами. «На выставку к нам приехали гости из Мурманской области. Они привезли документы о присвоении городу Гаджиево имени героя, посвящённые ему альбом, сувениры. Вот с этих вещей и началась история районного музея. Сейчас у нас уже более двух тысяч экспонатов. Это предметы быта из дерева, керамики, металла, монеты времён Кавказской войны, археологические находки», – говорит Патимат Алискандиева.

Высокое помещение церкви, где расположился музей, разделили на два этажа. На первом построили три стилизованные под старину арки из камня и устроили экспозицию предметов, использовавшихся в хозяйстве. Там можно увидеть огромный деревянный сундук для хранения зерна, молотильные доски для отделения зерна от колосьев, веялки, сеялки и тому подобные предметы. На втором этаже воссоздана обстановка жилой комнаты, в которой нужные в хозяйстве предметы висят на стенах или стоят на полках. Большинство этих изделий – работа местных мастеров, много экспонатов выполнены из дерева. Есть, например, деревянные подносы, на которых месили тесто, а обратную сторону украшали резьбой и инкрустировали зеркалами. А вот гончарным ремеслом гунибцы не занимались, так как их глина не годилась для этого. Керамику привозили из признанных гончарных центров – Балхара, Сулевкента и Дербента.

Есть в музее и экспонаты, которые имеют отношение к Кавказской войне, имаму Шамилю и его пленению. Предводитель непокорных горцев сдался наместнику Александру Барятинскому в Гунибе 25 августа 1859 года. Эту дату считали днём окончания Кавказской войны, хотя противостояние на Западном Кавказе продолжалось. Музей хранит подлинные артефакты Кавказской войны: пушечные ядра, кованые гвозди, подковы. Огромную ценность представляет собой личный набор хирургических инструментов, который подарил русский хирург и ученый Николай Пирогов лекарю–самоучке Кебедгаджияву из селения Корода. Основоположник военно-полевой хирургии провел два месяца в селении Салта в 1847 году и именно там впервые применил эфирный наркоз в полевых условиях

Аул на Гунибском плато, приютивший имама, был расселён. От него не осталось и камня на камне. А чуть ниже появилось новое поселение, где обосновался военный гарнизон. Гуниб превратился в крепость, где одновременно могли находиться до семи тысяч солдат. В 1914 году их всех перебросили на фронт Первой мировой войны. Гарнизон был заброшен, а на его месте уже после революции и Гражданской войны стали селиться мирные жители. «Коренные гунибцы не вернулись. Они были принудительно расселены на равнине. Сюда стягивались жители других селений Гунибского района. Мой дедушка переехал сюда мальчишкой в 1922 году. Так что мы все здесь «понаехавшие». Всего в Гунибе сейчас около трёх тысяч жителей», – говорит хранительница музея Патимат Халиловна.

На первом этаже музея стоит гипсовый макет горы с ровным плато на вершине. На нём обозначен и старый аул, и единственный ведущий туда путь, по которому на штурм поднимались русские солдаты, и возведённая позже крепость, огороженная каменной стеной, и место сдачи Шамиля. На горе сохранился камень, на котором сидел Барятинский, принимая капитуляцию достойного противника. Над валуном возведена «Ротонда Барятинского», называемая также «Беседкой Шамиля». Кроме того, в Гунибе есть две исторические арки, которым имена Шамиля и Барятинского присвоил император Александр II, посетивший крепость в 1871 году. Чтобы по случаю приезда государя устроить пир на весь мир, на горе подготовили площадку с земляными столами и скамейками. Столы возвышаются за счёт земли, насыпанной при рытье траншеи для ног. Второй и последний раз эти столы накрывали в 1909 году, когда в Гунибе праздновали 50-летие окончания Кавказской войны. По случаю торжеств прибыл наместник Кавказа граф Илларион Воронцов-Дашков. В параде участвовало до восьми тысяч солдат. «Замдиректора Государственного НИИ реставрации Алексей Петрушкевич, побывав в Гунибе, был поражён. По его словам, это единственное место в мире, где сохранились земляные столы XIX века», – говорит директор музея.

Как выглядела эта местность в XIX века, запечатлели многие художники. Немецкий живописец Теодор Горшельт, который был свидетелем переговоров имама с Барятинским, сразу же в Гунибе сделал наброски. Они легли в основу его полотна «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года». В 1867 году по мотивам этих событий он написал ещё одну картину – «Штурм аула Гуниб». Иван Айвазовский посетил эти места в 1868 году и живописал озарённый восходом восточный склон горы с руинами аула. Франц Рубо, родившийся за три года до окончания Кавказской войны, во взрослые годы создавал свой батальный цикл уже по архивным данным и собственным впечатлениям от путешествий по Кавказу. В 1886 году он написал полотно «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». Живописные горы, ущелья и руины вдохновляли художников Ивана Александровского, Илью Занковского, Николая Лакова и многих других. Репродукции их картин украшают стены музея. А хранительница музея делает всё, чтобы Гуниб оставался привлекательным для творческой интеллигенции. В 2017 году учреждение приняло участие в фестивале-конкурсе «Интермузей», и по его итогам «Царская поляна. Art-Гуниб» стала лучшим проектом в номинации «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Интерес посетителей так же вызывают палеонтологический и археологический разделы экспозиции.

Но и это ещё не всё: музей иллюстрирует еще одну уникальную историю. В 1862 году для Павла Романова – сына императора Александра II, по рекомендации Пирогова, начали строительство дворца, со стенами двухметровой толщины. Вся мебель, посуда, постельные принадлежности, кареты, прислуга были доставлены в Гуниб из Петербурга по Волге, Каспию и горным дорогам в 1867 году. Музей хранит большой дубовый стол и два зеркала из венецианского стекла в пять и в четыре метра высотой из дворцовой мебели. Чтобы не повредить зеркала, их везли медленно, на четырёх подводах, запряжённых быками. А еще сохранилось чёрное немецкое пианино 1854 года. На нём играла в 70-е годы XIX века Любовь Кармалина – жена окружного начальника, известная пианистка и оперная певица. Она устраивала светские вечеринки и проживала в царском дворце. Как впоследствии там же проживала Ольга Форш - русская советская писательница и драматург.

Юных посетителей музея сильнее интересует более близкое прошлое: биография Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева и его младших братьев – контр-адмирала Альберта Гаджиева и педагога Булача Гаджиева, достижения лётчиков-испытателей братьев Магомеда и Тайгиба Толбоевых, судьбы участников афганской войны, победы спортсменов – выходцев из Гунибского района. Девочки больше интересуются такими выставками, как работы рукодельниц начала XX века – вышивка гладью и крестиком, плетение бисером.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться