Храм Вознесения Господня на Гороховом поле [VI/34911]
Описание окружающей местности
Я хочу, дорогие геокешеры, рассказать вам об одном весьма интересном московском храме – Вознесения Господня на Гороховом поле. Вот видите, даже название у него необычное – на Гороховом поле. И где же это в Москве – совсем даже не на её окраине – нашлось поле с горохом? А оказывается, что если заглянуть в прошлое, то всё становится понятно.
При царе Михаиле Фёдоровиче в этом месте – тогда это была далёкая окраина Москвы – на просторных землях в пойме Яузы засеяли Гороховое поле, где выращивали сладкий и сочный горох для государева стола. По краю поля протекал ручей Кокуй, за которым отвели место для поселения иноземцев. Это место получило название Немецкой слободы. Дорог тут никаких в те времена не было – лишь тропки через поле, засеянное горохом. Прошли годы, и те тропки превратились в улицы – Гороховое поле (в 1939 году улица получила современное название в честь зодчего Матвея Казакова в связи с 200-летием со дня его рождения) и Гороховский переулок.
Тамошними землями, где сейчас стоит храм Вознесения Господня, владел граф Гавриил Иванович Головкин, государственный канцлер и тайный советник. Он и испросил у императрицы Анны Иоанновны дозволение выстроить в своих владениях домовую церковь. Разрешение было получено, и в 1733 году деревянная церковь была построена и освящена. Но простояла она недолго. Через четыре года сильный пожар уничтожил и графский дом, и недавно построенный храм.
Новый храм здесь возвели уже из кирпича. Спустя очень короткое время и храм, и земли вокруг перешли во владение графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а вслед за ним – его брату Алексею Григорьевичу. Храм был построен недалеко от графской усадьбы (она сохранилась, ул. Казакова, д. 18) и являлся домовым. Но и ему не суждено было простоять долгие годы: в 1748 году случился новый пожар, в результате которого «в каменной его Сиятельства церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели». На основании резолюции Святейшего Синода и митрополита Платона (Левшина) церковь была восстановлена и вновь освящена.
В первой трети XVIII века от Горохового поля осталось лишь одно название. Когда Петр I задумал сделать Немецкую слободу центром Москвы, все знатные фамилии стали селиться в районе Басманной улицы, на Разгуляе и на Гороховом поле. Позже здесь поселилось много знати, купцов и фабрикантов (Голицыны, Долгоруковы, Шереметевы, заводчик Демидов и другие), построивших роскошные особняки. Говорят даже, что нигде в окрестностях Москвы того времени не было столько богатых имений знатных лиц как на старом Гороховом поле.
Вскоре местное собрание завело разговор о том, чтобы сделать домовую Вознесенскую церковь приходской, так как в ней стало тесновато для всех прихожан. Алексей Разумовский был не против этого. Прихожане обратились к митрополиту Платону (Левшину) с прошением пожаловать землю под новый храм. В ответ пришла резолюция:
«...На новое место церковь перенести, передачу земли оформить законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей». Так что прежнюю церковь снесли, а под строительство новой, более вместительной, было выделено и навсегда передано 2144 квадратных сажень земли. Так в 1773 году Вознесенская церковь из домовой стала приходской.
Проект новой церкви, по одной из версий, был разработан знаменитым зодчим того времени Матвеем Фёдоровичем Казаковым. Специалисты утверждают, что в пользу этой версии свидетельствуют архитектурный стиль и детали церкви, свойственные творческому почерку Казакова.
В трапезной храма было освящено два придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь Моисея Боговидца. Последнее наименование, редкое и не свойственное для Москвы, появилось совсем не случайно. И вот тут (внимание !!!) очень интересная и почти что уникальная особенность, связанная с постройкой храма. Во время его строительства в 1787 году был разобран Моисеевский женский монастырь, ранее упразднённый манифестом Екатерины II. Он находился на месте современной Манежной площади.
Кирпич и другой строительный материал разобранных зданий и стен монастыря были использованы для возведения нового храма Вознесения Господня на Гороховом поле.
Дело в том, что хоть разрешение от митрополита на строительство церкви и было получено, но у прихожан не хватало денег, и начало работ затягивалось. Вот поэтому церковными властями было решено передать материалы разобранного Моисеевского монастыря под новую постройку. Храму была передана также и часть церковной утвари Моисеевского монастыря.
Так что название одного из приделов в честь Моисея Боговидца – это память об исчезнувшей Моисеевской обители. Прихожане считают, что в нём до сих пор живёт особый монастырский дух. Чудотворная икона пророка Моисея – одна из самых почитаемых икон храма. Её привезли из далёкой Сибири.
Второй храмовый придел – Никольский – создан в честь святого покровителя одного из храмосоздателей, пожертвовавшего на его строительство большую сумму денег – Николая Никитича Демидова – крупного русского промышленника и мецената. Его дворец располагался неподалёку. С конца XIX века во дворце находится Московский государственный университет геодезии и картографии (Гороховский переулок, д. 4, к. 1; там и тайник наш есть).
Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину – монументальная ротонда, трапезная и высокая трёхъярусная колокольня находятся на одной оси. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, а венчает её голубой шпиль с золотыми звёздами.
Ротонда храма очень необычна и красива! Её венчает купол с люкарнами – окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером – фонариком.
Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).
Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.
Трапезная (между колокольней и ротондой), как мы уже упомянули выше, имеет два престола – Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.
Среди прихожан храма Вознесения было немало известных людей. В 1800 году здесь был крещён большой русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (к сожалению, утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – в нём Наташа Ростова молилась о победе в Отечественной войне 1812 года.
В 1933 году храм был закрыт, из него вывезли утварь и старинные иконы, и они бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала немецкая авиабомба, повредившая купол.
В советское время здание использовалось сначала под клуб соседнего Аэродинамического института, затем под слесарную мастерскую и типографию, еще через некоторое время – под общежитие. Интерьеры были полностью уничтожены, внутреннее пространство разгорожено на этажи, но снаружи церковь почти не перестраивалась. В 1970-х годах здание перешло к производственному объединению «Упаковка». В возникшем по его вине пожаре в 1987 году сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично была утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы. В 1960-е годы храм частично реставрировался снаружи. С 1973 года здание храма передавалось в аренду театру Гоголя, а затем в 1988 году театру «Сопричастность». Созданные в ротонде два яруса перекрытий, уничтожили лепнину. На 55 % были уничтожены фрески и исковеркан пол. В трапезной появились туалеты, а в чердачной части – бытовки; в алтарной части ротонды – деревоперерабатывающий цех: наверху – фирма «Алиса».
В 1993 году храм был возвращён верующим, и к настоящему времени почти полностью отреставрирован. Не отреставрирована лишь часть наружной масляной живописи. Восстановлены три ранее утраченных иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.
Рядом с храмом на улице Радио сохранился двухэтажный дом причта Вознесенского храма. В конце 1990 году здание было отдано театру «Сопричастность» (ныне «Поколение»).
Чем ещё интересен храм Вознесения Господня на Гороховом поле? Если вы зайдёте внутрь (через колокольню), то, думаю, немного удивитесь – здесь создано нечто вроде небольшого музея. На постаменте – миниатюрная скульптура архитектора Матвея Казакова, а за ним стенд с фотографиями и описанием его основных творений в Москве и окрестностях. А в витринах – информация о Моисеевском монастыре и находки при раскопках на его месте в ходе строительства торгового центра на Манежной площади. Еще есть некоторые иллюстрации жизни христиан в Советском Союзе.
В помещении храма, в ротонде, справа при входе вы увидите стойку с изображением и описанием всех храмовых икон – такое встречаю впервые. Очень полезно. Наглядно и информативно.
Здесь же под стеклом вы увидите камень из кельи Серафима Саровского.
Одним словом, храм не только старинный, но и интересный, с точки зрения не вполне обычной истории его создания. Он впитал и хранит в себе – не только духовно, но и материально – дух канувшего в Лету Моисеевского монастыря.
Использованные материалы:
Официальный интернет-сайт храма Вознесения Господня на Гороховом поле. https://hramgorohovoepole.orgs.biz/#galley
Церковь Вознесения на Гороховом поле. https://galik-123.livejournal.com/235625.html
Я гуляю по Москве: Тропинками Горохового поля. https://dzen.ru/a/ZFyC8FgcwysE6xeE







