Курилово [TR/34910]
Описание окружающей местности
Украшением Куриловской усадьбы была и остаётся церковь Благовещения, построенная в 1695 году Г.И. Головкиным. Родственник царицы Гавриил Иванович построил храм в стиле так называемого «нарышкинского» барокко, широко культивируемого в конце XYII века близкими семье царя.
Аналогом этому храму является церковь Сергия Радонежского в селе Могутово (1693 г.) под Нарофоминском, построенная Петром Авраамовичем Лопухиным (Большим) по прозванию Лапка. Он был дядей первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Первоначально церковь Благовещения представляла собой симметричную композицию, вытянутую с востока на запад, с равновеликими алтарём и трапезной, фланкирующими основную вертикаль храма, состоящую из трёх убывающих восьмёриков на чуть вытянутом четвёрике.
Декоративный основной элемент - красивые наличники окон и дверей в виде колонок-дудочек, завершённых карнизом с разорванным фронтоном. По углам всего здания также колонки-дудочки.
Интересно архитектурное решение алтаря храма. Снаружи алтарь имеет прямоугольную форму, но внутри сохранилось традиционное трёхапсидное членение, хотя и слабовыраженное. То есть, несоответствие внешнего вида внутреннему - налицо новые веяния.
Небо алтаря представляет собой вытянутый с севера на юг лотковый свод, прорезанный с востока вышеупомянутыми апсидами.
Михаил Петрович Волконский построил отдельно стоящую (к западу) колокольню в 1776 г. и расписал интерьер в «итальянском вкусе». Колокольня трёхъярусная с длинным шпилем, на который поднимали флаг, когда хозяин посещал свои владения.
Через сто лет, в 1874 г. трапезную расширили на одно окно (на запад). Заложили хоры. Храм стал асимметричным. Цоколи в XIX веке были вычищены маломерным кирпичом, стены и выступающие детали побелены, форма деталей была искажена, некоторые проёмы перетёсаны.
С этого года настоятелем храма стал Александр Александрович Селезнёв (1835-1887 гг.), сменивший отца Александра Скворцова. Помощником настоятеля был Тихомиров Александр и два псаломщика в сане дьячка - Розанов Семён и Лоренцо Семён.
В начале XX века прихожане принимали активное участие в украшении своего храма и делали в него значительные вклады, за что получали архипастырское благословение.
В то время были и крупные работы в храме. Пол собственно церкви выложен метлахской плиткой бельгийской фирмы Villeroy & Boch (Люксембург, с 1748 г. и поныне действующая). Интерьер храма «украсил стенной живописью» староста церкви Иван Васильевич Горшков в 1916 г.
В эти годы настоятелем храма был отец Дмитрий Луневский. В малолюдном и бедном приходе, при отсутствии церковных капиталов, он в течение нескольких лет вёл работы по обновлению храма. Настоятель неоднократно получал за свою активность Архипастырское благословение, а в 1910 г. Государь Император удостоил отца Дмитрия орденом Святой Анны 3-й степени.
В 1937 г. колокольня горела от грозы, а уже в следующем году 4-5 декабря разобрали верх храма. В здании сделали склад, потом столовую, а в доме притча - правление колхоза, а затем школу.
В 1980 г. церковь осматривали для составления паспорта и только в 2000 г. началось её восстановление инициативой группой. Которое в данный момент завершилось, и храм не узнать – когда тут был тайник Кочевников, он имел ещё вид хорошо сохранившейся руины, сейчас уже белоснежный полноценный храм.
Храм находится на правом высоком берегу реки Нары и целиком просматривается с южной стороны от дома господ.
Барская усадьба располагалась на краю парка. Это был двухэтажный каменный дом с верандой посередине, к которой вела лестница от храма. С другой, южной, стороны был пандус, по которому подъезжал экипаж сразу к дверям дома.
К середине сосново-липового парка сходятся радиальные линии, пересекаясь в одной точке. Линии отмечены рядами лип.
В парке были выкопаны небольшие пруды с островом посередине. На карте это называется капельный ров – действительно, можно разглядеть форму капли на местности. Жаль, ров сейчас сухой, а местные выкидывают в него всякое.
В восточной части парка сохранился кирпичный грот N 55° 5.906', E 37° 1.965', в котором жёны господ прятались от грозы за тяжёлыми дубовыми дверями. На верху грота была оркестровая площадка с беседкой, откуда, очевидно, обозревали окрестности.
Грот живописен и фотогеничен, отличное место для романтическо-готических фотосессий :)
(с) Источник







