Образцовая Ирская коммуна [TR/34902]
Описание окружающей местности
Отгремела гражданская война, в тамбовской деревне царили разруха и голод. И вот сюда в 1922 году к удивлению местных жителей стали прибывать иностранцы.
Тогда в США проживали тысячи эмигрантов из Российской империи. Они, проникаясь коммунистическими идеями, мечтали вернуться в уже новую, советскую, Россию. Совнарком и лично Владимир Ленин дали добро.
Первая группа репатриантов из 64 человек прошли сельскохозяйственные курсы. Они закупили инвентарь и даже три трактора перед тем, как отправиться за океан. В основном это были русские, украинцы и белорусы. Хотя среди них встречались итальянцы, австрийцы, поляки, немцы.
Возглавил коммуну Карп Богданов. Несмотря на тяжелейшие условия (жить поначалу приходилось в палатках) коммунары с энтузиазмом взялись за дело. Некоторые из них не выдержали суровой жизни и позже вернулись обратно.
Ирская коммуна гремела на весь мир, став со своими рекордными урожаями эталоном социалистического хозяйства. К коммунарам то и дело привозили иностранные делегации. В 1931 году здесь побывал нобелевский лауреат Бернард Шоу. Драматург в компании первой английской женщины-парламентария и ярой антисоветчицы леди Нэнси Астор и группы аристократов провёл в Ире весь день и уехал в прекрасном расположении духа.
Американский журналист Эдди Шервуд привозил в коммуну учёных, журналистов и сенаторов. За опытом приезжали делегации из многих стран мира, даже из Конго и Йемена. Здесь бывали советский писатель Илья Эренбург и комдив Семён Будённый, приезжавший за тамбовскими рысаками.
Роковым ударом по коммуне стало включение в неё местных крестьян, причем они принимались в коммуну совершенно без всякого взноса, без имущества, в крайней нужде. Уже к 1923 году число коммунаров возросло с 116 до 166 человек, причем местные жители, в отличие от иностранцев, резко восставали против внутреннего распорядка и устава коммуны и требовали раздела всего имущества. Возникший конфликт между коммунарами-иммигрантами и выборным Советом коммуны привел к тому, что к 1925 году Россию покинули 74 ирских коммунара.
А тут подоспел и 1937 год. Коммунары попали в колесо репрессий. Часть из них была арестована и расстреляна по обвинению в шпионаже, диверсиях и вредительстве. Как говорят, виной всему стало время репрессий, а причиной – доносы местных жителей. С переменным успехом коммуна просуществовала до 1938 года. Из оставшихся к тому времени 42 иммигрантов первой волны – 24 человека были репрессированы, 12 из них расстреляны, остальные бесследно сгинули в ГУЛАГе. Затем коммуну преобразовали в обычный колхоз имени Ленина.
Шесть великолепных коммунарских домов стали обычным многоквартирным жильём и в 2000-х были признаны ветхими и аварийными. Жителей расселили по госпрограмме, а дома по закону надо было снести. Однако, в 2014 году потомки коммунаров, многие из которых сейчас живут в Москве и других городах страны, попросила признать сохранившиеся коммунарские дома памятниками и спасти их от сноса.
В итоге объектом культурного наследия признали всего один дом. При этом местные власти хотя и хотели сохранить достопримечательность, но жаловались, что у сельсовета нет ни средств, ни людей для того, чтобы заниматься этими домами.
Тогда тамбовчане присоединились к акции по спасению наследства Ирской коммуны и просили наделить всё поселение, расположенное в парке княгини Оболенской, статусом достопримечательного места, чтобы спасти сохранившиеся здания от сноса. Предлагалось даже устроить здесь своеобразный «парк Советского периода». В итоге, администрация области и облдума выделили в 2017 году 2 миллиона рублей на расчистку парка в рамках Года Экологии. А останки коммунарских домов разваливались, горели и растаскивались местными жителями.
Сейчас в более-менее сохранном состоянии находится лишь одни дом, признанный памятником. От остальных остались лишь руины. По словам главы сельсовета Владислава Лёвина, он обязан был снести дома и даже приглашал специальные бригады их разбирать. Но рабочие запросили по миллиону за каждый дом (только чтобы разобрать), а попытки растащить бревенчатые строения трактором успехом не увенчались – настолько крепким оказалось ветхое и аварийное коммунарское жильё.
Сегодня развалины коммуны выглядят весьма уныло. Нужно немало сил, чтобы привести всё хотя бы в относительный порядок
Источники:
https://vk.com/wall-213035593_7?w=wall-213035593_7&ysclid=mg7mp7buev16237699
https://dzen.ru/a/ZCiL5MWD9l4buHtl?ysclid=mg7min3p3b717379443







