Описание окружающей местности

Горнозаводск - село Невельского муниципального района Сахалинской области России. Расположен на юго-западе острова Сахалин, на берегу Татарского пролива, в 141 км к юго-западу от Южно-Сахалинска. Железнодорожная станция с 2016 года не действует. 

Основан в период японского господства на Южном Сахалине, после 1905 года, как шахта Найхоро (от айнского horo "глубокий", nai "река, долина"). Селение было занято советскими войсками в 1945 году и вошло в состав России, тогда в рамках СССР. 15 октября 1947 года ему был присвоен статус города и имя Горнозаводск, в связи с добычей каменного угля. Глубокий экономический кризис в России в конце 1980-х - начале 1990-х годов привел к закрытию Горнозаводской шахты и подстегнул отток населения из города. В 2004 году он был преобразован в село.

Но мы рассматриваем это место - как самый юго-западный участок Сахалинской железной дороги. Станция открыта в 1931 году в составе пускового участка Хонто - Найхоро. Современное название получила 1 февраля 1946 года. А до 1990-х годов от станции начиналась ведомственная ветка на Шебунино, которая уходила дальше не юг, предназначенная для перевозки угля. Но от ветки на Шебунино осталась только насыпь.

Станция Горнозаводск ранее представляла собой разъезд, на котором скрещивались грузовые поезда из Холмска и Шахты-Сахалинской. Ранее станция могла отправлять небольшие грузовые отправления и контейнеры массой до 5 тонн. Пассажирское сообщение по станции отсутствует с 1999 года. До этого от станции до Холмска курсировал местный поезд из двух вагонов японского производства с тепловозом ТГ16.

По решению ОАО «РЖД» с 2003 года по 2019 годы проводилась перешивка колеи Сахалинской дороги: с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм. При этом производилась полная реконструкция путевого хозяйства, включая строительство новых мостов и водоотводных сооружений, спрямление пути, перепроходка с увеличением площади поперечного сечения и укрепление тоннелей, при этом некоторые из них срывались и сооружались необходимые насыпи и выемки. Чтобы сохранить возможность постоянно использовать пути, на дороге уложена трёхниточная рельсошпальная решётка с расстоянием 1520 и 1067 мм от крайнего рельса до соответственно другого крайнего и среднего рельса. И официально к сентябрю 2020 года на Сахалине все жд колеи были перешиты на колею 1520 мм. 
Тогда как же тут осталась старая японская колея - очень просто. В 2016 году этот участок дороги признали не действующим, но не сняли.

Так и остался тут кусок узкоколейки идущей вдоль берега татарского пролива под защитными галереями.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться