Серпуховский историко - художественный музей [VI/34797]
Описание окружающей местности
В 1918 г. в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, с целью охраны памятников старины и искусства был создан Серпуховский музей — музей старины и искусства. В 1920 г. им заведовал художник, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества Александр Андреевич Бузовкин (1886-1966). Музейная секция стала обследовать усадьбы уезда для формирования коллекции местного музея. На хранение было принято национализированное собрание купцов Мараевых.
В 1920-е гг. фонды музея активно пополнялись, а 23 декабря 1920 года в газете «Коммунист» № 292 появилась заметка о музее, как о месте для всеобщего посещения, и звучала она так: «В субботу 25 декабря, в д. б. Мараевой состоится открытие музея «Старины Искусства». Музей будет функционировать ежедневно, кроме понедельника, вход бесплатный».
В 1923-1925 гг. Серпуховский музей получил из Москвы немалое количество произведений искусства — всего 127 экспонатов. Так был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX — начала XX вв., в котором были хорошо представлены академизм и салонная живопись, передвижничество и разнообразные художественные направления 1890-1910-х гг. — причем особенно ценными были монографические коллекции произведений С.Т. Конёнкова и Н.С. Гончаровой. Источником этих поступлений в музейных описях, в нынешнем виде составленных уже в 1930-е гг., указаны 1-й Пролетарский музей и Мосгубмузей. Музей Серпухова пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего, усадьбы уезда: Рождественское-Телятьево (графов Соллогубов, в 1918-1919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада (графов Орловых-Давыдовых, в 1927- 1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское (Нащокиных, затем Хутаревых, в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию весьма высокого уровня из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых. В основном, в Серпухов попали художественные памятники, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта, в 1860-х гг.: живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления из музея г. Каширы (в 1930 г.: живопись, графика, керамика, стекло), из серпуховских церквей, монастырей: Владычного (Введенского, основан в 1360 г.) и Высоцкого (Зачатьевского, основан в 1374 г.) — в 1924-1932 гг. На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современного искусства из местных источников и центральных фондов.
В настоящее время музей является жемчужиной Серпухова и одним из самых известных музеев Подмосковья. Там хранится богатейшая коллекция художественных произведений русского и западноевропейского искусства. Вы сможете увидеть полотна Рокотова, Левицкого, Айвазовского, Поленова, Шишкина, Левитана, Саврасова, Юона, Верещагина, Маковского, Семирадского, Васнецова, Гончаровой и других художников. А еще — редкие ранние деревянные скульптуры из знаменитого старорусского цикла С. Коненкова, живопись и предметы декоративно-прикладного искусства Италии, Франции, Нидерландов, Фландрии и Германии. Искусствоведы даже называют этот музей «малой Третьяковкой».
В музее регулярно проводятся тематические выставки. Так, на момент создания тайника, проходит выставка «Море великих», на которой представлены шедевры из коллекций ведущих российских музеев, таких как Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж.




