Воздушные ворота Челябинска [MV/34739]
Описание окружающей местности
В Челябинск я приехала на поезде из Екатеринбурга. А вот домой в Москву улетала на самолёте из челябинского аэропорта имени Игоря Курчатова, который раньше назывался «Баландино», потому что рядом располагается село Баландино. Аэропорт современный, красивый и удобный. Мне очень понравился! Вот поэтому я и решила создать здесь тайник.
Международный аэропорт Челябинска находится примерно в 18 км от центра города. Авиаузел является важным транспортным хабом Южного Урала. Сегодня отсюда можно улететь напрямую в полтора десятка регионов России и семь стран ближнего и дальнего зарубежья. Аэропорт Челябинска – один из самых современных в стране, способный принимать и отправлять любые типы воздушных судов.
А начиналось всё с лётного поля с бревенчатой избушкой и тихоходных фанерных бипланов с дальностью полёта в пару сотен километров.
Днём рождения челябинской пассажирской авиации считается 15 августа 1930 года, когда был выполнен первый пассажирский рейс на самолёте «Юнкерс-13» по маршруту Свердловск – Челябинск – Магнитогорск. Пассажиров было всего четверо, а управлял самолётом летчик С. Пичугов. В Челябинске он совершил промежуточную посадку на пути в Магнитогорск. Взлётно-посадочная полоса на Северо-Западе города была в то время грунтовая.
1 июня 1932 года из Челябинска вылетел первый самолёт в Москву. Перелёт в столицу занимал более 11 часов – и это только время полёта, не считая промежуточных посадок в Свердловске, Казани и Нижнем Новгороде. Простым гражданам эти перелёты были недоступны – в Москву летали только партийные и хозяйственные начальники по особой надобности. В то время челябинские авиаторы также совершали полёты в санитарных и почтовых целях, помогали сельскому хозяйству.
Собственно аэропорт Челябинск был создан в 1938 году на военном аэродроме Шагол. Правда, это все ещё не был полноценный аэропорт. Гражданским самолётам приходилось делить полосу с военными бомбардировщиками недавно основанной школы лётчиков-наблюдателей – будущего Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённое училища штурманов. Это и сегодня один из самых отдалённых районов Челябинска, а тогда преодолеть полтора десятка километров от центра города до аэропорта было ещё сложнее.
В конце 1953 года был открыт новый аэропорт «Баландино» на нынешнем месте. Там построили аэровокзал, радиоцентр и служебное здание. В декабре 1962 года построили бетонную взлётно-посадочную полосу. Через год в челябинском аэропорту приземлился первый реактивный самолет Ту-104. В 1974 году открылось новое здание аэровокзала.
В мае 1990 года аэропорт «Баландино» принял тяжёлый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия», который перевозил тяжёлый трактор Т-800 в Якутию.
В 1994 году государственное предприятие было приватизировано и преобразовано в ОАО «Челябинское авиапредприятие». 5 июля 1994 года в аэропорту начались международные полеты.
В августе 1999 года открылся новый международный аэровокзал и обновлённая взлётно-посадочная полоса. В честь открытия международного аэропорта в небе над аэродромом выступила пилотажная группа «Русские витязи».
В мае 2007 года компания «ЕААК» приобрела 68% акций ОАО «Челябинское авиапредприятие». «ЕААК» управляет аэропортами в России и странах ближнего зарубежья и повышает их капитализацию.
В 2012 году, впервые с момента распада СССР, пассажиропоток челябинского аэропорта превысил 1 миллион человек, а в 2013 году был побит предыдущий рекорд, зафиксированный в 1989 году (1,1 миллиона человек).
27 ноября 2024 года челябинский аэропорт зарегистрировал двухмиллионного пассажира!
Летом 2013 года началась серия международных рейсов на грузовых самолётах Boeing-747-400 авиакомпаний «Atlas Air» и «Air Bridge Cargo».
В 2018 году началась реконструкция челябинского аэропорта для подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, которые планировалось провести в 2020 году. Новый терминал начал работу 27 ноября 2019 года.
Тогда же в 2018 году была выдвинута инициатива по ребрендингу аэропорта и его переименовании в рамках федерального проекта по присвоению крупным международным аэропортам России имён известных личностей – конкурс «Великие имена» с общественным интернет-голосованием. За вариант «Игорь Курчатов» отдали голоса 56% участников опроса. Два других претендента – ракетчик Виктор Макеев и военачальник, маршал Борис Шапошников – получили по 26% и 17% голосов соответственно. В голосовании приняли участие более 82 тысяч человек.
По итогам конкурса, Указом Президента России № 246 от 31 мая 2019 года, аэропорту было присвоено имя Игоря Васильевича Курчатова, уроженца Симского Завода (ныне город Сим в составе Челябинской области) и работавшего на комбинате (заводе) № 817.
Игорь Васильевич Курчатов – один из самых известных российских и советских учёных, физик-ядерщик, основатель и первый директор Института атомной энергии (1943–1960). Многие знают его как создателя советской ядерной бомбы. Да, под его руководством в 1949 году была создана первая советская атомная бомба; в 1953 году – первая в мире термоядерная бомба. Но Игорь Васильевич также немало сделал и для использования энергии атома в мирных целях. Под его руководством был создан первый в Европе атомный реактор (1946), первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958).
«Атомные» мотивы и этапы богатой биографии Игоря Васильевича нашли отражение в стильном дизайнерском оформлении нового терминала – это и портреты самого учёного, и информационные стенды об этапах его жизни и деятельности, инсталляция в виде атома и формулы на стенах и стеклянном ограждении эскалатора и парапетов. Кроме того, на улице, слева от терминала российских авиалиний, был установлен бюст И.В. Курчатова. Его подарил скульптор М.Л. Сердюков из Краснодарского края – автор проекта «Аллея Российской Славы». Постамент исполнен из гранита. На нём – мемориальная табличка с перечислением наград и заслуг академика. Сам бюст отлили из бронзы.
Здание вокзала двухэтажное – первый этаж это зоны регистрации и выдачи багажа. Здесь же находится и кафе, в котором я, кстати, после регистрации на рейс немного перекусила. Обслуживание на высоте! Но, правда, цены тоже. Но так, как известно, везде и во всех аэропортах. На втором этаже находится зона паспортного контроля, зал ожидания, зоны вылета с выходами на посадку и несколько кафе на ваш выбор и сувенирных киосков. Здесь комфортно и удобно. А ещё здесь есть мини-кинозал. Я до вылета некоторое время посмотрела научно-популярный фильм о ядерной физике – в простой доступной форме. Мне понравилось. Я, гуманитарий, всё поняла. -))) И тут же вы можете познакомиться с одной, любимой челябинцами достопримечательностью – кофе и мороженое вам продаст забавный робот-бариста.
Как ДОБРАТЬСЯ до аэропорта или из аэропорта в город?
Общественный транспорт до аэропорта курсирует регулярно и развозит большинство пассажиров авиарейсов. Интервал между рейсами автобусов и маршруток в дневные часы составляет 10–30 минут. Остановки «Аэропорт» находятся перед входом в терминал международных линий и терминал вылета российских линий. Здесь ходит несколько рейсов: автобусы № 1, 41, 45, 130 (ходит редко без определённого расписания).
Ну, или вы может воспользоваться такси. Я лично приехала на такси. От гостиницы «Меридиан» (недалеко от Музея ЧТЗ, где наш тайник) я доехала до аэропорта за 30–35 минут, заплатив 642 рубля (такси ЯндексGo).
Использованные материалы:
- Пономаренко Павел. От избы до «Игоря»: воздушной гавани Челябинска исполнилось 95 лет: К юбилею Челябинского аэропорта вспоминаем самые яркие страницы истории гражданской авиации на Южном Урале // Комсомольская правда. 15 авг., 2025. https://www.chel.kp.ru/daily/27738/5127953/
- Авиация Урала: время и люди (исторический очерк о развитии авиации Урала). Екатеринбург: Горизонт-авиа, 2004.
- Википедия.
Старые фото взяты из открытых интернет-источников, в частности, архива Миндортранса Челябинской области.







