Черепаха, что держит Горназ [MS/34735]
Описание окружающей местности
В конце XIX века была сдана в эксплуатацию уральская горнозаводская железная дорога. Шла она от Перми через станции Чусовская и Гораблагодатская в Екатеринбург. На территории нынешнего Горнозаводского района стальной путь протянулся на 97 км с девятью станциями и несколькими разъездами. Одна из таких, что расположена в 186 км от Перми. Имя станции дали по названию протекающей неподалеку реки – Пашия. На языке манси конечное «я» переводится как «река». Первую часть, «паши», связывают с рыболовной снастью-ловушкой из ивовых прутьев «паш» (более привычное название – «морда») или свертками бересты – «паши», которые использовали для освещения при ночной рыбалке. Получается, что Пашия – это рыбацкая или светлая река. Деревянное небольшое помещение вокзала, несколько жилых домов, казарма для рабочих пути – вот и весь посёлок. Местные жители привозили сюда продукцию с Кусье-Александровского и Архангело-Пашийского металлургических заводов и отправляли её по железной дороге.
Основателем посёлка считается Данила Иудович Смердов, которого называют первым жителем Новой Пашии. Правда, приехал он не совсем на пустое место – в 1908 году перебрался к брату, уже работавшему на железной дороге. Зашел Данила Иудович за железнодорожную линию в лес, срубил толстую ель и сказал: «Здесь будет мой дом». Построил Данила дом, стал жить и заниматься землепашеством. Вслед за ним стали обзаводиться хозяйством и другие. Так на территории станции появилась настоящая деревня из семи дворов, получившая в народе название Даниловка. Фамилии первопоселенцев сохранились в народной памяти – Ермаковы, Лутохины, Краевы, Рожковы. Пашия постепенно росла, появлялись новые улицы, но она оставалась всё тем же пристанционным посёлком.
Ситуация изменилась, когда в 1937 году партия изыскателей Пермского геологоразведочного управления обнаружила в окрестностях Пашии залежи известняка. Так как в это время страна превратилась в «большую стройку», было принято решение построить в этом месте цементный завод. Но этим планам помешала война. Строительство цементного гиганта возобновилось лишь весной 1948 года. Одновременно с этим развернулось строительство городка цементников среди нетронутого леса. Городок строился с таким расчётом, чтобы цементная пыль и другие вредные выбросы не могли достичь его. Вскоре появились первые три жилых дома на нынешней улице Калинина. Здесь же разместили столовую, красный уголок, небольшой магазин. Восемь двухквартирных домов положили начало первой улице – Октябрьской.
Чтобы отделить посёлок при заводе от станции, с 1950 года его стали называть Новопашийским. 27 июля 1955 года завод выдал первые тонны цемента, а 17 декабря приказом министра промышленности строительных материалов СССР он был включен в число действующих цементных предприятий страны. Первым директором был назначен Борис Александрович Тимофеев. Именно в эти годы на заводе впервые в мире было освоено производство расширяющегося портландцемента.
В 1963 году на заводе была введена уже четвёртая технологическая линия, через полгода – пятая и завод стал крупным предприятием страны! Он рос, а вслед за ним рос и посёлок. По состоянию на 1 января 1965 года в Новопашийском проживало уже 9 тысяч человек, из них более 90% составляли работники цементного завода и члены их семей. 4 ноября этого же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок получил статус города и название – Горнозаводск. Новым названием подчеркнули связь с горными заводами, работавшими в округе на протяжении нескольких веков, а также Уральской горнозаводской железной дорогой. Станцию при этом переименовывать не стали: она и сегодня Пашия, хотя находится внутри города. Новое название получил и завод – Новопашийский цементный завод стал «Горнозаводскцемент».
С 1991 по 2000 год «Горнозаводскцемент», вместе с большинством предприятий страны, переживал трудные времена – объёмы производства значительно сократились. Но, с момента запуска, завод ни разу не останавливался! В 2018 году он вошёл в состав Южно-уральской Горно-перерабатывающей Компании. В 2019 году началась модернизация технологического оборудования, которая завершилась в рекордные сроки – всего за три месяца. В 2020 году завод получил сертификаты на премиальный класс цемента и на специализированный сульфатостойкий цемент. На предприятии обновили парк автотехники и запустили проект бережливого производства.
В 2024 году предприятие стало единственным производителем цемента, чья продукция соответствует самым высоким стандартам качества и может быть использована при строительстве важных инфраструктурных и транспортных объектов. В работу уже запущен новый дробильно-сортировочный комплекс – планируемое годовое производство щебня составляет 1 млн тонн. «Горнозаводскцемент», будучи современным промышленным предприятием, ответственно подошел к теме экологии. Уже в 2000-х годах на заводе сильно окрепла служба охраны труда и экологии. С тех пор контроль за безопасностью деятельности завода для окружающей среды лишь усиливался. Сегодня руководство плотно взяло курс на «зелёное направление». Ещё один важный инвестпроект, затрагивающий экологию – «Альтернативное топливо». Его суть состоит в частичном замещении топлива – газа – на древесные отходы.
Совместными усилиями администрации города и завода стараются добиться развития Горнозаводска, достойной жизни для проживающих здесь людей, перспективного будущего для детей. При поддержке предприятия реализуются крупные социальные проекты, а также развивается инфраструктура города. Для последних лет характерно незначительное снижение естественного прироста населения, в то же время наблюдается миграционный прирост.







