Угрюм-река Веры Баландиной [VI/34723]
Описание окружающей местности
Города обычно основывают мужчины. Но сибирский Черногорск стал исключением – его основала женщина, Вера Баландина.
Вера Баландина родилась в Новоселовской волости Минусинского уезда Енисейской губернии (сейчас это территория Красноярского края) в семье богатого предпринимателя. С детства она проявляла способности к наукам. Красноярскую гимназию окончила с золотой медалью и поступила на физико-химическое отделение Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге. Собиралась продолжить обучение химии в Париже, но отец денег не дал. Вера вышла замуж за сына известного золотопромышленника Александра Баландина, который стремление жены к знаниям поддержал и отправил ее учиться в Париж. За границей Вера изучала химию, литературу, педагогику и библиотечное дело.
Получив блестящее образование, ученый-химик Вера Арсеньевна вернулась в родной Енисейск и буквально изменила Сибирь! Отец её мужа оставил приличное наследство, и эти деньги молодые супруги решили вложить в улучшение жизни земляков. Назначили стипендию для слушательниц курсов, построили бесплатную народную читальню, открыли первую столовую для бедных и организовали первые ясли, куда принимали детей от года. Школы, училища, библиотеки – Баландины не жалели средств на образование сибиряков. Параллельно публиковала научные статьи и работы по вопросам, связанным с хозяйственным и культурным развитием Енисейской губернии, читала много лекций.
В одной из своих геологических экспедиций в 90 км от Енисейска Верой Баландиной был открыт первый алмаз в Восточной Сибири, который был передан в дар Минералогическому музею Академии наук.
В названном в честь четы Баландиных поселке Баландино (в советское время он был переименован в Унюк) благодаря их неутомимой деятельности появилось электричество. Затем Баландины построили одну из крупнейших в губернии мельниц. Усилиями Веры близ Енисейска была основана метеорологическая станция.
В 1907 году с помощью инженеров Волконского и Яковлева, и Штейгера – Степана Окулова Баландиной удалось найти пласт угля, и она организовала его добычу. По-хакасски это место называлось Кара-Тигей, что означает «Черные горы». Уже в 1907 году там добыли первые 80 тыс. пудов сырья. Рядом было основано поселение Черногорские копи, которое состояло из пары бараков и нескольких землянок. Труд на шахте (в то время единственной) был очень тяжел. Никакой механизации, по колено в воде, по 12-14 часов в день. К 1930 году шахт уже было несколько, в поселке появились школы, детские сады, больницы, училище. Сегодня это всем известный город Черногорск с его знаменитым угольным разрезом.
Вскоре возник вопрос, как вывозить уголь. У Веры родилась идея строительства железной дороги Минусинск — Ачинск, которая соединила бы месторождения с Транссибирской магистралью. Создав семейное предприятие, Баландины быстро нашли средства на строительство. Однако Первая мировая война, а затем революционные события надолго отсрочили завершение столь нужного проекта. Достраивали дорогу уже в советское время.
В 1918 году Александр Баландин умер. Вера, поддержав советскую власть, полностью передала всю документацию по угольным копям и железной дороге, и с головой ушла в науку. Вера Арсеньевна Баландина имела около 50 научных работ, состояла действительным членом многих международных и российских научных обществ. Умерла Вера Баландина в 1943 году в Казани. Ее дело продолжил сын Алексей Баландин, став выдающимся советским химиком, академиком.
Какое же отношение Вера Баландина имеет к знаменитому произведению Вячеслава Шишкова «Угрюм-река»?
Вера Баландина - купеческая дочь и жена, невысокая, неприметная, получившая блестящее образование в России и Франции, наследница огромного состояния, предпринимательница, геолог, химик, ботаник, экономист, благотворительница, прототип Нины Куприяновой из романа Вячеслава Шишкова "Угрюм-река".
Несмотря на то, что «Угрюм-река» — художественное произведение, в его основе лежат настоящие семейные легенды. При работе над романом Вячеслав Шишков ориентировался на историю купцов Матониных, а фигура Нины Куприяновой в романе родилась на основе судеб Веры Баландиной и её матери Александры Михайловны (в девичестве Матониной).
Фамилия Матониных известна с XVII века, они участвовали в освоении Сибири, в большинстве крупных исторических событий Енисейской губернии до революции 1917 года. Один из Матониных, Пётр Григорьевич, был крестьянином села Кекур (ныне Сухобузимский район Красноярского края), и по лесам, примыкающим к тракту, грабил купцов, проезжавших из Енисейска в Красноярск. Матонины жили зажиточно, но не богато. Богатство наступило после того, как внук Петра Григорьевича Кузьма нашёл клад с золотом, серебром и драгоценностями. О месте, где схоронен клад, сообщил внуку дед, который перед смертью покаялся в разбое и душегубстве. Обогатившись таким образом, Кузьма Матонин записался в третью купеческую гильдию и уехал в Красноярск, где женился и создал несколько предприятий. Он приобрёл два золотых прииска в енисейской тайге, в том числе один – на паях с Федотом Баландиным и своим родственником Демьяном Матониным. Дети Кузьмы продолжили предпринимательские начинания предков – Аверьян и Михаил Матонины записались уже в первую купеческую гильдию. Чтобы сплачивать капиталы, семьи купцов-партнёров часто роднились. Вот и Матонины решили соединиться с Баландиными через брак Александры Михайловны Матониной с Арсением Ивановичем Емельяновым. Аверьян Кузьмич подарил племяннице на свадьбу кулон с бриллиантами. Сын Федота Баландина внезапно опознал семейную драгоценность – кулон матери, убитой по дороге из Енисейска в Красноярск. Грандиозная свадьба и союз капиталов оказались под угрозой, но родственники с обеих сторон разубедили Баландина: мол, пьян был, сказал нелепость. Однако же, поскольку свадьба изначально была задумана очень громкой и пышной и должна была стать светским событием губернского масштаба, информация о происхождении матонинских капиталов стала известна публике. Тем более Аверьян после свадьбы пожертвовал крупную сумму на строительство церкви.






